Где бы не ходил по городу, приходишь обозреть морские просторы, подышать свежим морским воздухом к Петровскому парку. На набережной, которую почему-то называют морской аллеей, можно посидеть, обозревая вид на форты, пристани и гавани – есть, где остановиться взгляду.

К слову, на набережной прежде лежал просто гранитный валун оригинальной нерукотворной формы. Два года назад на плёночном фотоаппарате засвидетельствован сей факт. Ныне это памятник морякам, участвовавшим и погибшим в Цусимском сражении. Самое интересное заключается в том, что это "осколок" гранитного постамента памятника адмиралу Макарову. Можно сказать, что один гранитный валун соединил два морских города – Выборг и Кронштадт, а также увековечил память о героическом адмирале и героях-матросах, совершивших свой подвиг в далёких и чужих краях.

Оказывается, что упомянутый мною валун предназначался для сооружения памятника императору Павлу, но судно не выдержало в своё время груза и "выкинуло" его в море. Пришёл час скульптора Шервуда и Камень достали и отдали в его руки (думается, что излом камня и стал причиной появления волн у ног адмирала).

На парапете гранитной Петровской набережной установлены в память о героическом прошлом времен Крымской войны (1853-1856), пушки, ранее стоявшие на батареях фортов. Одна из них стоит на фундаменте в том месте, где прежде стояла "Полуденная" пушка, и хотя, строго говоря, не является той пушкой, из которой стреляли в полдень в Кронштадте до революционных времён, но в память о ней всё равно зовётся полуденной.

Хорошо сидеть на широких скамьях в вечернее время на набережной. Солнце склоняется к горизонту, смягчаются острые линии парапета набережной и пристаней, всё окружающее приобретает глубину и значительность. Разговоры, смех прогуливающихся и непрерывно фотографирующихся на фоне пушек, ваз и якорей туристов создают лишь фон для главного: моря, стоящих или проходящих по фарватеру кораблей и медленного движения заходящего солнца.

Сидишь на скамье: впереди движение вод, в обозримой перспективе горизонт с хорошо видимыми очертаниями строений Ораниенбаума; а сзади слышен шелест листвы деревьев Петровского парка, который возник в Кронштадте благодаря адмиралу Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену. В 1839 году он был назначен главным командиром Кронштадтского военного порта, и вкладывал свои личные средства (оставив, между прочим, своих дочерей без приданного) в закупку деревьев для города и в его благоустройство.

Впоследствии парку придали регулярный «Французский» характер, сохранившийся до сих пор. Памятник Петру I поставили ещё тогда, когда это место было Арсенальной площадью. Бронзовая фигура Петра Великого представлена здесь во весь рост и в той одежде, в которой он был по преданию на Полтавском поле боя, и лицом обращена к западу.

Он всё время держит в поле своего зрения проходящие корабли. Ногой он попирает неприятельский флаг - пригвоздил его своей шпагой к земле, в знак того, что никогда флагу чужого государства не развеваться над русскими берегами Балтийского моря. На памятнике Петру Великому дата: "1709" - это год Полтавского сражения.

На обратной стороне памятника - слова из Указа Петра Великого от 18 мая 1720 года: "Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело". Автор памятника - французский скульптор Жак. Он прибыл в Россию в 1839 году для участия в конкурсе, объявленном русским правительством, и победил в нём.Это любимое место отдыха горожан: мамы с детьми, воркующие пары – здесь редко бывает безлюдно.

До прокладки Морского канала (был введён в строй в 1885 году), открывшего возможность морским судам заходить в петербургский порт, все суда приходили на остров Котлин. Для них были устроены гавани, сохранившие до наших времён свои имена.
Все они расположены в акватории Южного фарватера острова. Первые планы будущих гаваней датированы 1713 годом. Камни и лес для гаваней начали собирать в 1710 году. Для работ привлекали пленных шведов, а затем начали присылать сюда крепостных крестьян, а также осужденных на каторжные работы. Ежегодно, в течение десятков лет, прибывали на остров Котлин по 30 тысяч человек для проведения строительных работ.

Торговый порт Кронштадта был устроен в Купеческой гавани. Здесь грузы с больших морских судов перегружали в лихтеры и баржи для дальнейшей доставки в Петербург. Расцвет порта пришелся на 60-е - 80-е годы ХIХ века, тогда значительная часть доходов городского бюджета формировалась благодаря его деятельности. К концу 50-х годов 19в. почти весь грузооборот порта Петербурга приходился на Котлин. Прочитала, что первые упоминания о строительстве Купеческой гавани содержатся в письме А. Д. Меншикова Петру I в 1718 году. А в 1720 году, в результате соединения стеной Военной и Купеческой гавани, образовалась Средняя гавань. На стенах гаваней в 1720 году было размещено около 120 пушек. Гавани были не только удобной стоянкой для кораблей, но и мощной защитой рейда. Гавань периодически восстанавливали и строили новые бастионы и полубастионы. В 1826 году на углу Купеческой гавани возвели деревянную двухъярусную батарею, в которой разместилось 24 орудия. А в 1841 году на этом месте решили возводить трёхъярусную казематированную батарею для защиты Малого рейда. Сорок четыре орудия расположились на четырёх ярусах. Назвали батарею в честь адмирала Князя Меншикова, управлявшего Морским Министерством. А уже в 1896 году батарея «Князь Меншиков» была выведена из состава оборонительных, как устаревшая.

Средняя гавань с Петровской пристанью расположена левее Купеческой гавани – за дамбами Усть-Канала – по центру, Каботажная гавань - правее её. А за развалинами форта «Император Павел Первый», находится Большой Кронштадтский рейд, некогда самый главный морской рейд.

Рядом со Средней гаванью расположены Военная и Лесная гавани.

Памятник Петру 1 «смотрит» на Петровскую пристань и Среднюю гавань. От Петровской пристани до противоположной стенки Средней гавани - 700 метров. А сам фарватер шириною менее полутора километров. Для прохода кораблей остается не так уж много места. Корабли проходят между гранитом морских фортов бывшей крепости и гранитом стенок кронштадтских гаваней. Смотришь с берега, как идут корабли вдоль стенок гавани, и порой создаётся впечатлении, что везет их некая сила посуху, а не по воде. Полагаю, что, когда стояли грозные для своего времени пушки вдоль всего пути следования кораблей мимо города-крепости, у гостей не было и в помыслах расчехлить свое вооружение или пройти к городу с захватническими целями. Петровская пристань стала такой красивой, какой мы видим сейчас, где-то к 1882г. До этого, тогда ещё Котлинская гавань была мелководной, а все строения пристани и стенки гавани состояли из деревянных кряжей. Гранитные стенки гавани начали сооружать лишь в 1858г. Кстати, всё гранитное облачение набережной и пристани из финского гранита.

До тех пор пока не построили нынешнюю дамбу, по которой с комфортом сейчас я добираюсь в Кронштадт, естественно, остров сообщался с миром лишь морским путём.

Ближайший сосед – Ломоносов-Ораниенбаум - в семи километрах от Кронштадта; до Васильевского острова ровно тридцать километров по прямой; до Лиcьего Носа, что на северном берегу Финского залива, - четырнадцать километров. Пароходные линии соединяли Кронштадт и с фортом Красная Горка, и с Ораниенбаумом, и с Санкт-Петербургом, и с Лисьим Носом, и с Сестрорецком. Все они отходили и сейчас ходят от Арсенальной пристани - самой первой пристани города на острове Котлин. Пристань работает круглогодично, многие в Кронштадте её зовут зимней пристанью. Зимой лёд ломали ледоколы - в Кронштадте ледокол появился в 1864 году благодаря некоему М.О. Бритневу. Первый российский пароход «Елизавета» был построен в 1815г. и стал курсировать между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Сейчас ходят паромы ледокольного типа.

Другое название пристани - Артиллерийская, так как рядом находился Пушечный двор и артиллерийские мастерские. Здание Арсенала, вдоль которого идут все, направляющиеся к Арсенальной пристани было выстроено
Есть здесь ощущение времени – оно здесь проглядывает как задники театральной сцены с блестящим современным занавесом и прочими «наворотами». Здесь стоят свидетели первоначальной застройки, начального ядра города крепости, города-порта: здание Арсенала; перестроенный, конечно, но тоже сохранивший первоначальные черты, Итальянский дворец князя Меншикова; Итальянский пруд как часть Купеческой гавани и здание так называемой Голландской кухни. Здесь выходит канал технически совершенного в своё время сооружения – дока, который, как говорят местные жители, можно было бы и не доводить до нынешнего состояния смерти, а вполне разумно и с большой пользой для города использовать. Здесь расположен Футшток (для туристов – завораживающий своим именем павильон Футшток представляет собою на самом деле павильон над семиметровой глубины колодцем, сообщающимся с Финским заливом, и на поверхности которого имеется поплавок, соединенный с мареографом, фиксирующим на бесконечной ленте постоянную кардиограмму Балтийского моря) - пункт нулевой отметки - исходный пункт всей нивелирной системы страны, от которого ведётся отсчет абсолютных высот и глубин в морях, в воздушном и космическом пространстве. Сам футшток представляет собой чугунную линейку с фарфоровыми делениями положительного и отрицательного значения, и укреплен на устое Синего моста через Обводный канал. Рядом на тумбе имеется памятная доска.

Небезынтересно было узнать, что первые наблюдения за уровнем моря начались еще при Петре I при закладке Санкт-Петербурга в 1703 году. Через 4 года наблюдения стали вести и на Кроншлоте. В 1731г. футшток установили в Средней гавани. В 1752г. в Кронштадте была открыта первая в России морская гидрографическая станция, на которой велись постоянные наблюдения за уровнем моря, а в 1777г. была организована специальная служба Балтийского моря. Тогда мерная рейка находилась на западной стенке Купеческой гавани. В результате обработки данных по наблюдениям 1825-1840 гг., произведенным русским гидрографом М.Ф. Рейнеке в Петербурге, Таллинне и Андреевском (Лавале), был вычислен средний уровень Балтийского моря. В 1840 году на каменном быке Синего моста через Обводный канал в Кронштадте была нанесена метка, соответствующая нулевому значению уровня Балтийского моря. А уже с 1870 года за уровнем моря стали наблюдать с помощью мареографа (прибора для непрерывной записи колебаний уровня моря). Эту метку на быке впоследствии отметили металлической дощечкой, а затем установили медную рейку, дожившую до наших времён.

Уже в советское время, 7 апреля 1946 года, нуль-пункт Кронштадтского футштока был принят за исходный пункт Государственной нивелирной сети и начало Балтийской системы высот. Все, что обозначается на картах выше и ниже уровня моря, высота полетов космических аппаратов, начинается отсюда, от нуля Кронштадтского футштока.

Первые дома обитателей Котлина, которые размещались на середине острова, в наиболее высокой его части, перенесли, в связи с развернувшимся строительством канала и каменных домов, на другие места - ближе к гаваням. В 1720 году перенесли двести пятьдесят жилых домов и около двухсот сараев, бань и других строений. В этом же году началось возведение трехэтажного каменного дворца Петра I и Итальянского дворца А. Д. Меншикова.
Здесь каждый квадратный метр как экран истории и города, и страны, и просто пытливой человеческой мысли. Здесь до сих пор живы здания казённой типовой застройки, построенных для проживания государственных мужей с семьями различных чинов – их сейчас зовут губернскими домами. Кстати, по иронии судьбы, одни из них расположены на улице до сих пор имеющей название Коммунистическая (кстати, в доме, в котором когда-то проживал Начальник Кронштадта Вирен, в советское время жил командир подлодки С13 Маринеско).

Мне было очень интересно узнать, почему здание на берегу Купеческой гавани называют Голландской кухней (1803—1805). Из разных источников сложилось следующее. На судах, которые приходили на о.Котлин во время стоянок готовить пищу запрещалось и моряки вынуждены были делать это на берегу. Провизия и дрова, естественно, были у каждого свои. Береговой ужас был несколько упорядочен строительством здания-кухни. В этом здании, разделённом на четыре кирпичных отсека, каждый с трубой, которые представляли собой прообраз вытяжки, правда, кирпичной. В них размещались по два котла на 10 ведёр (они приносились сюда судовой командой и были их собственностью). Были столы-лавки у противоположной стены, предназначенные для готовки. Пол был вымощен камнем. Вода для готовки, возможно, бралась прямо в гавани, возможно, покупалась привозная из Петергофа, но то, что всё выбрасывалось в воду, - нет сомнений. Холера и разные инфекционные болезни были бичом первых времён города. Название закрепилось за кухней то ли из-за множества голландских судов и моряков, то ли из-за типа устройства самой кухни – история не донесла конкретики. Кстати говоря, городские власти имели доход от этой кухни: взимался портовый сбор с каждого судна. Сейчас это здание как-то используется военными - снаружи всё выглядит чинно.

Итальянский дворец (1720–27 гг.), или дворец князя Меньшикова, строился для проживания царственных особ, и из источников следует, что дворец был превосходно украшен. На гравюре 18в., выполненной Элигером (в 1727г.), изображено большое и пышное жилое здание с нарядным центральным фасадом, обращенным к морской набережной. Его украшали треугольный фронтон, барельефы, пилястры, а крыша была декорирована изящной балюстрадой с вазами и статуями.

В 70-х годах 18в. Здесь располагался Морской шляхетский корпус, в котором обучались И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ю.Ф. Лисянский. Надо сказать, что этот корпус пробыл в Кронштадте лишь шесть лет, после его перевода в Петербург судьба итальянского дворца окончательно определилась – во все последующие времена во дворце была и есть кузница кадров для флота. При императоре Павле здесь открыли Штурманское училище, при Николае 1 здание перестроили, приспособив под нужды учебного заведения, а само Штурманское училище впоследствии (в 1872г.) соединили с Инженерным училищем, переведенным сюда из Петербурга. В 1898г., в день празднования столетнего юбилея, оно стало именоваться Морским Инженерным училищем императора Николая 1. Когда в здании был Морской кадетский корпус, в нём учился и успешно завершил обучение В.И.Даль, автор небезызвестного словаря.

Перед зданием стоит памятник П.К.Пахтусову (ск. Н.А.Лаврецкий, арх. И.А.Силин, 1886г.), на пьедестале которого написано: "П. К. Пахтусову, исследователю Новой Земли 1832 - 1835 гг." Под надписью на постаменте вынесена носовая часть корабля, по бокам пьедестала размещены бронзовые барельефы, изображающие военно-морской, Андреевский и торговый флаги России, якоря, штурманские инструменты. На задней стороне пьедестала установлен герб Кронштадта. Не скрою, меня заинтересовало, каким образом исследователь Новой Зеландии связан с этим зданием, перед которым установлен ему памятник. Прочитала, что, во-первых, он родился в Кронштадте в 1800г., во-вторых, окончил в 1820г. это Штурманское училище, и сразу же по окончании стал участником экспедиции, цель которой было изучение побережья Баренцева моря, затем он описывал уже в 1827-1931гг. побережье Белого моря, а затем уже сам стал возглавлять подобные экспедиции. Таким образом, он на судне «Новая Земля» в 1832-1833гг. описывал южное, восточное и частично западное побережье островов Новой Земли и пролива Маточкин Шар. Кроме Новой Земли он побывал со своей экспедицией на Карском море в 1834-35гг. Стало понятно, какой неоценимый вклад внес он в штурманское дело и почему с таким энтузиазмом военные моряки и штурмана в течение девяти лет собирали средства на памятник человеку, расширившему возможности безопасного плавания. Похоже, он пользовался большим авторитетом и как человек – об этом частично свидетельствует выбитый на памятнике девиз Пахтусова: "Польза", "Отвага", "Труд". Может быть не к месту будет сказано, но верхняя часть буквы «П» в слове «Польза» используется как реперная метка нивелирной службой. По ней ежегодно с помощью нивелира проверяют положение нуля футштока. В связи со строительством защитных сооружений Ленинграда от наводнений, влияющих на точность показаний, на побережье Финского залива западнее дамбы были введены дублеры Кронштадтского футштока. Думаю, уместно сказать, что за свиток в руках Пахтусова – это карта Новой Земли, свернутая до того места, где находится широта мыса Долгий, которую наиболее полно он исследовал и описал.
Жаль, что бронзовую фигуру памятника трудно хорошо сфотографировать.

Находясь на набережной, трудно не увидеть высокий маяк. Сейчас открыт к нему доступ и толпы приезжающих туристов непременно фотографируются у его подножия и фотографируют всё, что только может взять объектив фотоаппарата. Я не исключение. В этом году обратила внимание на свежую покраску маяка и появившуюся красную его грань и поспешила с фотоаппаратом к нему. Маяк деревянный и стоит на оконечности дамбы, разделяющей Купеческую гавань и Усть-Канал. Отсюда хорошо видны стенки гаваней и суда, проходящие мимо них по рейду. Купеческая гавань предстаёт во всей своей красе как и стрела канала до шлюзовых ворот Дока. Здесь же рядом, на противоположной стороне канала, - дамбе, разделяющей канал и Среднюю гавань - проходит своим чередом воинская служба. У КПП дежурный офицер вышел посидеть на свежем воздухе под летним солнышком, а матросы, поглядывая на вольный берег со снующими туристами, занимаются своими служебными делами.

Стены канала (обводной канал (1785-1844) - по нему суда для ремонта входили в док) и дамба выложены тесаным камнем с металлическими скобами. Если не считать граффити на стенах, то время оставило на них не много отметин. Длина доковской системы от устья до бассейна составляет 2,24 км. Петровские замыслы по строительству системы канал-док талантливо развивал капитан-командор Э. Лейн. Строительство, начатое в 1719 г., дальше двигалось под руководством И.-Л. Любераса.
Вода из дока запускалась по протоке в бассейн, облицованный гранитными валунами и находившийся ниже уровня залива. С открытием канала Кронштадт превратился в первоклассную верфь.