Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Шамордино. Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь.

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 9601
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
9601
Шамордино. Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь.

Мы приехали к воротам монастыря в середине дня. К этому времени облака просветлели, иногда даже чуть просвечивалось небо, но солнце так и не выглянуло. Проходили через свеже-выстроенные ворота, и по дороге, обрамлённой с двух сторон богатыми цветниками, пошли в направлении Казанского храма. Высота, общие размеры, архитектура храма произвели впечатление на нас сразу.

В автобусе нам рассказывали о монастыре, но времени у нас было, как это обычно бывает при такого рода посещениях обителей, мало, и увязать услышанное с увиденным было трудно. Со временем всё улеглось, было кое-что прочитано. Подумалось, шамординская обитель просуществовала с момента открытия в историческом измерении очень малое время, как впрочем, (напрашивается сравнение) и Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге - менее 50-ти в одном случае и менее 25-ти в другом.

Но что значит создание обители под крылами духовными старцев! Шамордино взращивала и пестовала опытная в духовном измерении и богатая духовно старцами Оптина пустынь; Иоанновский монастырь был создан по благословению Иоанна Кронштадского, духовную величину которого никто из людей не может умалить. И одна и другая обитель могла быть забыта навсегда - мало ли таких в истории нашего народа? - но о них сохранилась память и нашлись духовные силы для их восстановления.

Рассказ об обители начну с цитирования сведений из источника:

"В конце 60-х годов прошлого столетия (!19ст) маленький хуторок близ деревни Шамордино, Козельского уезда, принадлежал небогатому помещику Калыгину. Решив поступить в монастырь, хуторянин попросил преподобного Амвросия продать кому-нибудь его имение. Вскоре нашлась покупательница - монахиня Амвросия (в миру - богатая помещица А.Н.Ключарева). По желанию Старца планировку барского дома устроили на манер церкви. После смерти матушки Амвросии (1881), согласно ее завещанию, в хуторе устроили женскую общину с 30-ю первыми насельницами. С тех пор отец Амвросий начал хлопотать об устройстве в Шамордино храма. Его соорудили из "калыгинского" дома, надстроив на крыше главку с крестом. Когда храм был готов, преподобный Амвросий сделал официальное представление о его освящении и об открытии женское общины.

Первой настоятельницей стала 4 сентября 1884 года матушка София (Софья Михайловна Астафьева). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей "правой рукой". Официальное открытие общины состоялось 1 октября, когда освятили храм в честь Казанской иконы Божией Матери. К тому времени в Шамордино подвизались уже 70 насельниц. Все строительство и развитие обители шло с ведома преподобный Амвросия, который был духовным отцом общины".

Коротко и всё ясно, с чего всё начиналось. Как не странно это будет читать некоторым, но месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом.

А 30 лет спустя (начало строительства - 1901г. - год начала жизни монастыря, преобразованного из общины) на этом месте вырос пятнадцатикупольный Казанский собор вместимостью 5000 человек с приделами: в честь святителя Николая Чудотворца; Игнатия Богоносца; иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"; Амвросия Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны; великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве.

После закрытия монастыря в 1923 году, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Внутри стояли сельскохозяйственные машины, а в центральном алтаре в качестве наглядного пособия находился громадный комбайн. На втором этаже были учебные классы.

Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: "Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее". Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно.

Вторая чудотворная икона Божией Матери «Спорительница хлебов» в настоящее время находится в Литве, куда она была принесена иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 г. явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение.

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов" была написана в 1890г. по благословению преподобного Амвросия, старца Оптинского. Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле. Старец сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». (Празднование 15/28 октября).

Комплекс монастыря был создан на средства Сергея Васильевича Перлова, одного из сыновей основателя чаеторговой фирмы Василия Алексеевича Перлова. И в наше время возрожденной обители, как нам сказали, постоянно помогают их потомки.

Трапезная палата (в советское время в трапезной был клуб с кинозалом), водонапорная башня и дом С.В.Перлова, созданные по проекту известного тогда архитектора Р.И.Клейна, построены были из красного кирпича в едином псевдорусском стиле, характерном для того времени. Замечу, что в этом стиле построен т.н. Феодоровский городок в г.Пушкине Ленинградской области.

При монастыре существовали: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" (Был построен по проекту калужского Губернского инженера Б.А.Савицкого. После возвращения обители церкви храм был отремонтирован первым, и освящен 27 мая 1997г.); странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников. Здание богадельни после революции использовалось под общежитие, для чего в домовом храме были устроены перекрытия.

Рядом располагается бывший больничный корпус. В больничном корпусе в 1950-х гг. была сельская школа, в которой учителем русского языка и литературы работал только-только окончивший Тбилисский университет Булат Шалвович Окуджава. Жил будущий великий бард рядом, в одной из келий.

Монастырь был многонаселённый (свыше тысячи человек) и при нём были многочисленные мастерские. Производились работы ткацкие и швейные, по живописи, чеканке, позолоте, золотому шитью. При монастыре действовали фотомастерская, типография, переплетная, обувная, гончарная и другие мастерские. К слову сказать, сейчас насельниц монастыря около 100-110 человек.

Келья, в которой жил и скончался преподобный Амвросий, была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск. В доме, выстроенном над кельей старца и сохранявшем его от разрушения, в советское время был устроен гараж.

Ныне, в сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996г. Стараниями насельниц и игуменьи Никоны (Перетягиной) на месте, где стояла келья прп. Амвросия, сооружен деревянный храм, освященный во имя прп. Амвросия.

Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня. Лестница к источнику преп. Амвросия крутая, и в ней более 700 ступеней.

Возможно, именно здесь предстала перед духовным взором преподобного Амвросия Богородица, благословляющая с небес землю, поля с колосящимися хлебами. Под Ее благословением наливаются зерна в колосьях благодатными силами, которые превращают хлеб в нашу главную, насущную, ежедневную пищу. И хлеб сердце человека укрепит (Пс.103, 15).

Утверждают, что именно в Шамордине открывается смысл иконы "Спорительница хлебов", ставшей известной всей России. Спорительница – замечательное, емкое, образное имя Богородицы, Своими молитвами, Своим благословением утучняющей хлеба, плоды земные, все растущее на земле на радость и потребу людям: "Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный (Колос родившая несеянный) и спасительный миру, сподоби мя, сей ядущи спастись" (Канон к святому Причащению).

Весной 1990г. началось возрождение монашеской жизни в обители. Для восстановления монастыря в 1990г. прибыла возведенная в игуменьи монахиня Рижского Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) с 9 сестрами. Тогда же эти первые насельницы монастыря приступили к восстановительным работам в передаваемых поэтапно зданиях. Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук).

В юго-западной части монастыря за кладбищем в настоящее время строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В монастыре действует иконописная мастерская.

В 1991 г. на 106 году жизни в Шамординской обители умерла схимонахиня Серафима (в мире - Ирина Ефимовна Бобкова), единственная из насельниц прежней, дореволюционной Шамординской обители, духовная дочь прп. Никона (Беляева), помнившая прп. Амвросия и прп. Анатолия (Потапова) из Оптиной пустыни. - Как понимается мною, Господь сохранял это крепкое звено, связущее разорванную историю обители для утверждения монашеской жизни в монастыре.

Не могу не отметить, что Шамординская обитель всегда находилась под неусыпным вниманием Оптинских старцев и окормлялась Оптиной пустынью.

При открытии в 1884 году Шамординской обители отец Исаакий был назначен ее благочинным. По преставлении старца Амвросия, духовником шамординских сестер был назначен наравне с отцом Анатолием (Зерцаловым) отец Иосиф. После того, как старец Анатолий в конце 1893 года тяжело заболел, духовничество также было полностью передано отцу Иосифу.

Духовником братии и шамординских сестер в 1903 году был назначен схиар-химандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков; † 1913). Как пишут в источнике, отец Варсонофий обладал особым даром разумения тайн Священного Писания. В своем описании Оптиной пустыни И. М. Концевич так пишет о старце: "Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды Великой рати Воинства Христова". Духовное возрастание будущего старца направлялось в своё время двумя оптинскими подвижниками: старцем Анатолием (Зерцаловым) и отцем Нектарием (Тихоновым).
Вот такие светильники окормляли сестёр Шамординской обители.

16 сентября мы вошли и вышли через эти ворота. Побывали в Казанскои храме, на источнике, немного прошлись по безлюдной территории обители. Поразило число насельниц - мы их практически не видели. Не встречала нас и настоятельница. Наша паломническая поездка была одна из многих десятков или сотен, осуществляющихся ежемесячно в обитель. Дай Бог, чтобы все собирали себе елея в сосуды свои.

Кругом чисто, ухожено.

Впечатлила лестница к источнику. Без хорошей физ.подготовки не спустишься и не подымешься. Но желающих окунуться в купель преп.Амвросия было более, чем достаточно.

Нельзя было не отметить живописность окружающих обитель мест.

Труба зовёт - автобус уже готов ехать в Калугу. Этот день у нас уже, можно сказать позади, а впереди нас ждёт Пафнутьев-Боровский монастырь.

Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
3

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 18 апреля 2024

Знаете ли вы...

" ..Новгород в средние века состоял из пяти концов-селений - Славенского, Плотницкого, Неревского, Загородного, Людина."

Календарь событий

Loading ...