Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Немного о Вязьме

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 10842
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
10842
Немного о Вязьме

Не могу сказать, что я Вязьму знаю хорошо, или часто там бываю. Краткие наезды по случаю, - скорее, можно это так назвать. Что-то читала, что-то рассказывали вязьмичи. Летом 2000г. дня три, если не изменяет память, много и хорошо походила пешком по городу, изредка подъезжая на том-сём транспорте.

Сходила и в Иоанновский монастырь. У ц.Одигитрии была побелена лишь одна стена. Рабочие выкладывали каменную дорожку у фундамента церкви. Церковь стояла с кирпичной кладкой, беззащитной перед непогодой. Входная арка и церковь Воскресения носили следы былого запустения. Но у входа в Воскресенский храм были уже ухоженные красиво цветущие клумбы. И думалось: немало времени пройдёт, пока здесь что-то изменится к лучшему.

Новая встреча с монастырем случилась через пять с лишним лет. В канун Рождества пришли мы с подругой на раннюю литургию. Дорога неблизкая. Хозяйка встала пораньше для того, чтобы нас проводить. Храм был освещён неярким светом. Молящихся было немного. Стояла ель у солеи. Храмовая икона была красиво украшена. Негромкое пение монахинь. Чтение Псалтыри... - Всё было пронизано ожиданием предстоящего события. Тихое неспешное течение службы умиротворяло. Потянулись к батюшке исповедники. Встали и мы.

Небольшое отступление: В Вязьму мы приехали 5 января поздно вечером. Дожидались вместе с приехавшими прихода микроавтобуса, хотя летом я ходила пешком к дому хозяев. В темноте же побоялась идти через город. Пока доехали, дошли, пока попили чаю - нельзя было обижать гостеприимную хозяйку, пока поговорили - время перебежало за полночь. Правило было прочитано, но последование... Вот и стояли мы к батюшке на исповедь недостойные. Пока стояли, пришла шумная, вся в слезах немолодая женщина с внуком.

Спросила, зачем к батюшке стоят, - ответили, встала и она, причитая, суетясь. К батюшке подошла и в полный голос открыла все свои скорби и горести - видно было, что, по-крайней мере, после детства, впервые пришла на исповедь. И батюшка благословил причаститься. Меня же, недостойную благословил приготовиться к причастию к Полунощнице. Стояла и думала: Господь видит все наши немощи и от каждого ждёт по силам его и всегда укрепляет изнемогшего в скорбях.

Долгая монастырская служба, давно замечено, не утомляет. Только часы удивляют: как? уже прошло столько времени? Бедная наша Е., проводившая нас в монастырь! Ей пришлось нас дожидаться. Больной позвоночник не даёт ей возможности стоять всю службу. Может быть, впервые в своей взрослой жизни, из долга гостеприимства, она, где простояла, где просидела, где проходила вовне храма, но пробыла до конца службы с нами. Надеюсь, Господь укрепит её.

Вот с таким благостным состоянием души двинулись мы домой, сделав круг почёта по центру Вязьмы: Советская площадь, Троицкий собор, территоря Аркадьевского монастыря, площадь Ефремова и мимо Аптеки - к дому. Надо было перекусить, поговорить и идти на электричку в Смоленск, в котором мы хотели встретить Рождество.

Но краткость свидания с Вязьмой - это краткая встреча с добрым другом, с которым общение никогда не прерывается, - видимся мы или нет.

Первое моё знакомство с Вязьмой произошло, начиная с той стороны, которая видна с крыльца Троицкого собора.

Северная часть (если взять за точку отсчёта Троицкий собор), овражная, застроена частными домами. Это мы сейчас так говорим. А после второй мировой войны, точнее, Великой Отечественной, Вяземский район был разорён совершенно. В деревнях дома были деревянными - одни сожгли немцы по разным причинам, другие - наши. Огромное количество деревень просто прекратили своё существование, оставшись лишь в памяти когда-то живших там. До гробовой доски вспоминали они, как ходили в гости в соседние деревни к родственникам или на молодёжные гулянки - в одной деревне больше было девушек, в другой - парней.

Семьи перебирались в города к родственникам или туда, где могли найти работу. Жили стеснённо - не то слово. Когда стали возвращаться с войны демобилизованные солдаты, вопрос стал ещё острее.

Поэтому было принято решение (не знаю, на каком уровне) о выдаче небольших клочков земли под самостоятельную застройку (естественно, не всем желающим, а в соответствии с указаниями) домов, которые должны были иметь определённые размеры в плане.

Вначале распахивались огороды, а продукция с них шла на рынок, а деньги - на лес. Иногда лес в небольших объёмах можно было "выписать" по месту работы. Вот так застраивалась эта часть города. Держали здесь все коров-кормилец. А в 2000г. на всей улице 1Марта, что тянется от Спасской башни до колодца чуть больше 1.5км, была уже только одна корова, да несколько коз.

Служили лишь в Троицком соборе, но молодым туда путь был заказан - "проработают" на собрании - мало не покажется. Но детей тайком крестили всегда, вплоть до запрещения в каком-то из 70-х крестить без письменного разрешения родителей. Моих детей в начале 80-х прабабушка их, светлой памяти Евдокия, возила крестить в Липицы соседнего Новодугинского района в кладбищенскую церковь Преображения Господня, за которой, очевидно, не так строго присматривали.

Другие церкви так же как и в других городах использовались под что--нибудь, или стояли разрушенными.

Vyazma39

Церковь Свв. Петра и Павла. Фотография В.Парфёнова.

Церковь Свв. Петра и Павла, которую видно с территории Иоанно-Предтеченского монастыря, построена в 19в. - в 1805-1806гг. на фундаменте церкви, основанной в 1725г. Дубовая церковь-предшественница была продана в село Собакино-Кобылино Сычёвского уезда. Церковь была с приделами Всех Святых и приделом Святых мучениц Веры, Надежды и Любови и трапезной. Трапезную первоначально завершали 5 крупных глав. Спроектирована церковь крепостными зодчими Я. Ждановым и Д. Поляковым. Долгие годы новую церковь звали, по предшественнице, Георгиевской или Егоровской.

Vyazma17Ц. Свв.Петра и Павла. Вид с дороги, ведущей к площади Советской. Январь 2006г.

Вскоре, в ходе войны с Наполеоном, церковь была осквернена. - Французы (христиане) в Божием доме держали лошадей, а в алтаре устроили апартаменты для генералов.

Что с церковью происходило после революции - не знаю. Напишу позже, если встретятся достоверные рассказы о ней. Ходила я в этой церкви в 2000г. Видела следы перегородок, говорящих о том, что здание использовалось под учреждение. Разрушенные "внутренности" засыпаны были строительным сором со следами заходов ничего не боящейся "весёлой" молодёжи. Зрелище было грустное.

Vyazma14Вид на Троицкий собор. Январь 2006г.

Если идти пешком из Иоанновского монастыря к Советской площади, то периодически открывается вид то на Троицкий собор, то на ц.Петра и Павла, а приходишь на площадь к церкви Рождества Богородицы, которую вязьмичи называют Богородицкой церковью.

Церковь Рождества Богородицы построена в 1727-1728гг. После разрушения в 1812г. она долго востанавливалась. К столетию победы над французами был создан "Вяземский Комитет 1812года", который занимался ремонтно-восстановительными работами и постановил считать церковь храмом-памятником Отечественной войне, в ходе которой в сражении за Вязьму русская армия потеряла 1800 человек убитыми и ранеными (потери французов составили 6 тыс. убитыми и ранеными и 2,5 тыс. пленными). Последствия сражения для города были катастрофическими, было уничтожено 1580 строений. Потребовались десятилетия, чтобы возродить разрушенный войной город.

Vyazma11

Церковь Рождества Богородицы. Январь 2006г.

Стоит эта церковь на фундаменте церкви, упоминаемой в писцовых книгах князя И.Ф.Волконского 1627г., возможно, учитывая историю Вязьмы, - стоит она на фундаменте церкви и более ранних времён. Вопреки, или благодаря высокому статусу церкви-памятника, в советское время она использовалась "благородно" - в разные времена в ней был городской радиоузел, кинотеатр, дом пионеров, а с 1970г. в ней разместился Вяземский краеведческий музей. В музей я ни разу не сумела попасть - то у него выходной, то санитарный день. В 2000г. вид здания был ужасающим, в январе 2006г., по крайней мере с внешней стороны, - очень приличный.

Любимая вязьмичами Центральная городская библиотека размещается в церкви Спаса Преображения (Храме Всемилостивого Спаса), перестроенного в 19в. на территории, которая когда-то принадлежала Аркадьевскому монастырю. Этот храм тоже имеет в предшественниках деревянную церковь 17в.

Vyazma35Храм Всемилостивого Спаса. Центральная городская библиотека. Фотография В.Парфёнова.

Vyazma27Январь 2006г. Вид на храм Спаса Преображения (другие называют - Всемилостивого Спаса) и школу 60-х гг. вблизи Троицкого собора.

Аркадьевским монастырь назван по жительству вяземского святого - Аркадия Вяземского (XIв). В 1661г. на этом месте был основан мужской монастырь, к XVIII в прекративший своё существование. В 1780г. здесь образовалась община из упраздненного Ильинского монастыря; в 1812 г. постройки были сожжены французами; в 1832г. община переименована в монастырь. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). В войну 1812г. Спасо-преображенский храм Аркадьевского монастыря сгорел, остались лишь стены; утварь и ризница исчезли.

Вот сведения из другого источника:

"АРКАДЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Вязьме (вторая половина ХVII – ХIХ вв.) расположен на высоком левом берегу р. Вязьма рядом с крепостной башней. Небольшим понижением отделен от соседнего холма, где находится Троицкий собор. Все вместе эти сооружения доминируют в панораме города от шоссе Москва–Минск и создают впечатляющий силуэт древнего города.

На этом месте в ХVI в. был мужской Спасский нижний монастырь. В 1627 г. сохранялись две деревянные клетские церкви – Происхождения Честного Креста и преподобного Аркадия, Вяземского и Новоторжского чудотворца.

Между 1661-1679 гг. построена одноэтажная каменная церковь Спаса с приделом преподобного Аркадия. В 1780 г. при церкви поселились старцы из закрывшегося вяземского Ильинского монастыря. В 1783 г. к югу от церкви построена богадельня, сохранившаяся до настоящего времени. Здание двухэтажное, прямоугольное в плане. В оформлении фасадов элементы классицизма соседствуют с барочными деталями.

В 1832 г. учрежден женский монастырь, получивший название Аркадьевского. К 1840 г. над древней церковью и трапезной надстроили второй этаж, к северной стороне пристроили двухэтажный придел, возвели колокольню. В 1863 г. аналогичный придел возвели с юга. Все фасады получили единообразное классическое убранство. Храм завершили сомкнутым сводом с полукруглыми люкарнами.

Основной престол – во имя Спаса Преображения. В 1941-43 гг. здание сильно пострадало. В конце 70-х гг. реставрировано Смоленской специальной научно-реставрационной мастерской (автор – А. Силанов). Здесь разместилась городская библиотека. При реставрации открыты фрагменты фасадов ХVIII в.

Здание бывшей богадельни. В.Парфёнов.Вероятно, между 1832-1840 гг. была построена каменная монастырская ограда, от которой сохранились ворота и башенка. Ворота примыкают к богадельне; их композиция очень своеобразна – состоят из четырех парных тосканских портиков, которые равномерно поставлены вдоль стены. Небольшая круглая башня с частью стены находится на краю холма к северо-западу от церкви".

А.Т.Смирнова. http://admin.smolensk.ru/history/raion/book/-A-.htm

Vyazma30Здание бывшей богадельни на территории Аркадьевского монастыря. В.Парфёнов.

В послереволюционные времена насельниц Вяземского Аркадьевского женского монастыря отправили в тюрьму. В камере одной монахине Наталье было открыто, что все монахини, кроме неё, будут замучены, а ей Господь сохранит жизнь, так как в скором времени ей придётся "ухаживать за больной в своем доме. Увидев Феодосию, монахиня поняла, что ей необходимо ухаживать за больной Феодосией"...

Подробнее в материале >> (старица Макария)>

Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
1

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 28 марта 2024

Знаете ли вы...

" ... Математик Чебышев Пафнутий Львович родился в городе Боровск Калужской области."

Календарь событий

Loading ...