С XVI века городу, оказавшемуся на северной границе Русского государства, уделяется особое внимание. На средства Василия III в 1507—1515 годах строится первый каменный Успенский собор на месте сгоревшего деревянного. В 1560 году по указу Ивана Грозного закладывается Большой Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Под его стенами в 1613 году тихвинцы наголову разгромили отряды шведских захватчиков, ускорив тем самым заключение мирного Столбовского договора со Швецией в 1617 году. Более столетия стены и башни монастыря-крепости оставались деревянными и только с 1669 года стали заменяться каменными.
При Петре I, в период бурного строительства новой столицы, каменные работы в монастыре не производились, — строители и материалы направлялись на возведение Санкт-Петербурга. После возобновления работ были сооружены каменные стены с девятью боевыми башнями, и монастырь превратился в грозную крепость. Строительство и перестройка каменных стен продолжались до 1801 года, несмотря на то, что отнесение к западу границы Русского государства резко уменьшило оборонную роль монастыря. В 1764 году Екатерина II своим указом конфисковала монастырские земли в пользу государства и раздала их дворянам. К 1767 году было завершено строительство каменных келий и палат «регулярной» части комплекса в виде каре вокруг Успенского собора.
Монастырь был не только важным оборонным сооружением, но и крупным центром русской культуры. В нем собиралась и хранилась большая библиотека рукописных книг и сводов. Здесь в 1679 году Иваном Зелениным был составлен план Тихвинского посада и монастыря — редчайший источник для изучения русского деревянного зодчества и градостроительного искусства XVI—XVII веков.
В иконописной мастерской монастыря был создан выдающийся памятник древнерусской живописи — икона Тихвинской богоматери с клеймами, украшающая ныне экспозицию Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве. Другие иконы тихвинской школы живописи находятся на хранении и реставрации в Русском музее в Ленинграде.
Центральным и первым по времени сооружением архитектурного ансамбля монастыря, формировавшегося на протяжении четырех веков, является Успенский собор с Никольским приделом, построенный в 1507—1515 годах московским мастером Фрязиным и новгородским строителем Д. Сырковым. Собор, дважды перестроенный в XVII и XVIII веках, почти утратил свой первоначальный облик. Четырехскатная металлическая кровля закрыла ряды крытых тесом закомар и кокошников и уменьшила высоту глав, а их шлемовидные завершения сменились луковичными. Последние изменения в облик собора были внесены в 1822 году, когда со стороны главного фасада были пристроены еще два придела. И все же, несмотря на это, Успенский собор — ценнейший памятник древнерусского зодчества. Проведенные исследования позволили выполнить проект его реконструкции (архитектор А. Н. Милорадович), но восстановление первоначального облика затруднено большим количеством поздних наслоений, также имеющих определенную историческую и художественную ценность.
Интерьер собора сохранил фрагменты фресковой росписи, выполненной артелью тихвинских мастеров-иконописцев во главе с Иваном Шомушским в 1690 году. Дошел до нас и шестиярусный резной иконостас, поставленный в 1624 году.
Вторая по времени постройка монастыря — двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году, занимает юго-западный угол внутреннего двора. Основные помещения каждого этажа — обширные одностолпные палаты, перекрытые системой сводов. Особенно поражает размерами верхняя палата, площадь которой около 300 квадратных метров. Сюда со стороны соборной площади ведет двухмаршевое крыльцо.
С суровым обликом фасадов трапезной палаты контрастирует нарядность завершения (в виде трех рядов кокошников) одноглавой церкви Рождества. Мы не знаем имени зодчего этой интереснейшей постройки, но о его высоком мастерстве свидетельствуют не только художественные достоинства памятника, но и умелое решение сложных инженерных задач, таких, как устройство поэтажной системы воздушного отопления и гидроизоляции здания. Реставрация осуществлена по проекту архитектора В. В. Экк.
Входом на соборную площадь служат двухпролетные Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. Они расположены по оси Успенского собора между западными келейными корпусами. Это третья по времени каменная постройка монастыря (1591—1593 гг.). Красивое по силуэту и пропорциям сооружение с росписью на фасадах неоднократно перестраивалось, а в годы Великой Отечественной войны было частично разрушено. Историко-архитектурные исследования, проведенные под руководством архитектора А. Н. Милорадовича, легли в основу проектных предложений по реставрации комплекса ворот, надвратной церкви и примыкающих к ней зданий архимандритских и келарских келий конца XVII века (архитекторы О. В. Бакеева, Е. П. Варакин,Т. Н. Пятницкая, В. Л. Драницин).
Рядом с трапезной палатой высится еще одно интересное сооружение ансамбля—трехъярусная пятипролетная звонница, законченная постройкой в 1600 году и развивающая композицию известной звонницы новгородского Софийского собора (XVI в.). История тихвинской звонницы была также сопряжена с рядом разрушений и перестроек. Первое из них произошло после взрыва хранившегося в звоннице пороха во время большого пожара 1623 года. Восстанавливала ее в 1623—1631 годах артель мастеров во главе с ладожским каменщиком Василием Ладожаниным. Перестройки XVIII—XIX веков внесли большие изменения в первоначальный облик здания. Реставрация звонницы по проекту архитектора К. А. Степанова (завершена в 1973 г.) вернула ее фасадам пластику и декор XVI века и восстановила шатровое завершение всех пяти пролетов.
К звоннице примыкает двухэтажное здание казенных келий, строившееся в два этапа новгородскими и тихвинскими каменщиками в 1668 и 1678 годах. В начале XIX века эта интересная постройка подверглась большим переделкам при перестройке под архиерейские покои. Сейчас (моё примеч.: конец 70-х гг. уже прошлого века) зданию возвращен его первоначальный облик: восстановлены декор наличников и высокая тесовая кровля (автор проекта реставрации— архитектор К. А. Степанов). На очереди реставрация остальных келейных палат, окружающих "регулярный" двор монастыря.
Из девяти каменных башен крепостных стен монастыря сохранилось четыре с пряслами между ними. Три из них — юго-западная и юго-восточная угловые, а также южная — Павловская — построены в конце XVIII века с характерными купольными завершениями и "шпицами". И только башня Введенских "передних" ворот, возведенная в 1669 году, частично сохранила архитектуру XVII века. Башни и боевые ходы прясел восстановлены по проекту архитектора В. В. Экк.
Надвратная Тихвинская церковь с часовней "Крылечко"В конце XVIII века на древних воротных башнях были построены надвратные церкви. Одна из них — Тихвинская, перестроенная в 1861—1863 годах архитектором Н. Л. Бенуа, — сохранилась. В эти же годы Н. Л. Бенуа пристроил к башне часовню с крытой двухвсходной лестницей, носящей название "Крылечко".
С небольшими дополнениями и изъятиями статья А.Н.Кирпичникова из книги "Архитектурное наследие Ленинградской земли". Лениздат-1983.
Использованы иллюстрации из этой книги, личные фотографии и фотографии с сайта http://www.tbum.org.
Об истории монастыря очень подробно рассказано на сайте в разделе "История".
Для ориентирования при осмотре монастыря привожу план:
{zhyandexmap:9}
1. Успенский собор. 1507—1515 гг. 2. Трапезная палата с церковью Рождества. 1581 г. 3. Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. 1591—1593 гг. 4. Звонница. 1600 г. 5. Казенные кельи 1668; 1678 гг. 6. Введенские («передние») ворота (1669 г.) с надвратной Тихвинской церковью (1792 г.). 7. Юго-западная угловая башня. 8. Павловская башня. 9. Юго-восточная угловая башня 10. Церковь Покрова. 1702 г. Перестроена по проекту Н. Л. Бенуа в 1871—1877 гг. и переименована в Крестовоздвиженскую. 11. Часовня «Крылечко». 1861—1863 гг. 12. Сырково озеро. 1560.
Редактировалось Дата:Щит разрезанный надвое дугою серебряною, означающей часть зодиака, на которой изображён чёрными литерами год учреждения сей слободы городом; верхняя часть щита голубая, на которой сверху происходит золотое сияние, показующее, что сие место и прежде было знаменито; в нижней части на червлёном поле Императорская корона, показующая милость и протекцию к сему городу Ея Императорскаго Величества, а червлёное поле показует ревность и усердие, на каковое корона за оказанную милость к сему селению от граждан тех надеется".
Высочайше утверждён 10.7.1773.
Добраться до Тихвина можно из Санкт-Петербурга на поезде с Ладожского вокзала или на автобусе с автовокзала № 1 на Обводном канале; или с Московского вокзала электропоездом до ст. "Тихвин".
Официальный сайт С.-Петербургской Митрополии:
Сайт:
http://www.tbumm.org/ - история монастыря, интересные фотографии
Прежде чем предпринять паломническую поездку в Тихвинский Успенский монастырь, свяжитесь с паломнической службой по телефону/факсу (813-67) 51-084 или электронной почте:palomnik@tihvinskii-monastyr.ru.
Адрес Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря: 167500, Ленинградская обл.,
г. Тихвин, Тихвинская ул., д.1 Сайт Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря
http://www.tihvinskii-monastyr.ru/
Подворье Тихвинского Богородичного Успенского монастыря в г. Санкт-Петербурге находится по адресу: ул. Дегтярная, 18а. На подворье открыт храм во имя Cвятителя Димитрия Ростовского, проводятся регулярные богослужения.
Телефон подворья:
(812) 274-55-86
Официальный сайт Тихвинской администрации: Фотогалерея монастыря. Фотогалерея города Тихвина.
Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (сайт музея) - Адрес: Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская, д. 6. Тел.: (8-1267)118-20 Время работы:10.00-17.00. Выходной - понедельник.
В бывших Архимандричьих и Казенных кельях Тихвинского Большого Успенского монастыря работает пять стационарных выставок:
В помещении концертно-выставочного зала (б.Крестовоздвиженская церковь) проводятся художественные и тематические выставки из музейных и частных собраний.
Страницы сайта "Монастыри и храмы Северо-Запада России" с фотографиями Тихвинского монастыря 2008 г.
Copyright © 2024 Людмила Жмурина.