Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Карта поездки по Калужской земле

Оптина пустынь.

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 5039
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
5039
Оптина пустынь.

"Ясней здесь небеса и чище их лазурь..." Ст.Варсонофий

Прошло уже несколько дней нашего пребывания на Калужской земле. Утешили себя поездкой в Свято-Тихонову пустынь, походили по городу Калуга, навестили родственников - и, вот, стоим у автобуса, который повезёт нас в составе большой группы - здесь многие между собой знакомы и не в первый раз едут на свидание с обителью. Мы же вслушиваясь, и не вслушиваясь в разговоры, немного волнуемся. День поездки выдался хмурым, без всякой надежды на прояснение, и прохладным - осень заявила свои права, да и то верно, - была уже середина сентября.

Тронулись от церкви, в которой записывались на поездку точно по времени. Пришли все. Гидом у нас был молодой человек. Всю поездку он рассказывал нам об истории обителей, которые мы намеревались посетить, о святых, подвизавшихся там. Рассказывал живо, заинтересованно. Забегая вперёд, скажу: гид начиная свой рассказ, отметил, что каждый, впервые побывавший в Оптиной пустыни, получает некий импульс, впоследствии обнаруживающий себя в значительных переменах в жизни паломника, касается ли это только его мировозрения, или даже конкретных жизненных обстоятельств. В пример он привёл себя. В первый раз он приехал в Оптину пустынь, что называется, за компанию, и был весьма далек от вопросов веры, да и церкви вообще. А через год получил послушание возить паломнические группы в монастырь.

Слушая рассказ гида, смотрела в окно на меняющиеся пейзажи, набегающие и стоящие в стороне деревни и городки. По моим представленим, большая часть домов, мною виденных, должна быть послевоенной постройки (после Великой Отечественной 1941-45гг), но почти все частные дома имели традиционные для своей области резные наличники и полисадники у окон, выходящих на дорогу. В памяти не осталось, чтобы часто встречались ветхие и заброшенные дома, в основном стояли дома поновленные и с более-менее свежей покраской. Ехали достаточно быстро и без остановок, о чём периодически жалела, - с удовольствием поснимала бы фотоаппаратом некоторые деревенские дома и пейзажи.

Не помню, сколько по времени заняла дорога, - показалось, что недолго. Вот и площадь перед входными воротами обители. Короткий "инструктаж" - и мы входим в мир иных жизненных предпочтений. Все сразу разбежались: подать записки, поклониться святым угодникам Божиим, поставить свечи за родных, друзей, знакомых.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была заполнена народом. Очередь на исповедь была огромной. Моё личное время стало тормозиться, всё окружающее получило очертание то ли полусна, то ли снятого в замедлении кино с размазанными кадрами. Было явственное ощущения пропажи личного волеизлияния, я как бы вошла в поток детских ощущений, в те времена, когда моя рука лежала в руке моего отца и я с полным доверием шла с ним рядом.

Подруга меня вернула в действительность. Гид продолжил свой рассказ, дождавшись сбора группы. Честно признаюсь, я была далеко, и не могла никак привлечь своё внимание к его рассказу. Позже уже самостоятельно прочитала об обители; о подвижниках Оптиной пустыни многое было прочитано ранее. Но здесь, впервые может быть в своей жизни, я действительно ощутила и поняла-приняла?, что все они рядом, и все они живы. Приняла в себя понимание духовного единства всех подвижников, где бы и в какое бы время они не подвизались.

К примеру сказать, Старца Оптинского Варсонофия, в то время, когда он ещё был молодым офицером, служившим в Санкт-Петербурге, и стоявшего в алтаре Андреевского собора в Кронштадте св. прав. Иоанн Кронштадтский уже провидел в духе как старца и схимника. Старец Варсонофий был также в духовном общении со старцем Варнавой Гефсиманским, впоследствии ставшим духовным наставником нашего святого преп.Серафима Вырицкого. Традиции старчества в Оптиной пустыни берут начало от переселения в неё преп.Льва в 1829г. и основывались на началах, которые проводил в своей деятельности преп. Паиссий Величковский, и не прерывались до времени уничтожения обители и большинства монашествующих, последовавшего в послереволюционные годы .

А в наше время восстановление обители тоже покоя врагу не давало. Смерть молодых монахов, наших современников, в своё время потрясла не только верующих людей. Такое было не представить - как в стенах святой обители такое могло совершиться?. Время прошло, многое видится яснее. Теперь и к совсем юным, почившим отцам Ферапонту, Василию и о.Трофиму, приходят люди со своими чаяниями и просьбами о молитвенном заступничестве.

О. Василий (Росляков) в ноябре 1990г. писал в одном из своих стихотворений:

"Что принесу и что воздам Тебе, старинная обитель, твоим могилам и крестам, которым ныне я служитель? Душа Тебе уж отдана, Прими и тело, коль захочешь. Прими все то, чем от Творца, От Бога наделен средь прочих. Поклон сыновний положу Тебе, блаженная пустыня, Спасенья Чашу прииму И призову Господне имя".

Что тут добавишь?

Конечно, мы прошли не везде, не всё посмотрели. С другой стороны алчущему не всегда полезно большое количество пищи, даже духовной. Главное, что было положено начало перемены, если так можно выразиться, курса внимания жизни. Словамами ст. Амвросия: "Мы должны жить на Земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается Земли, а остальным непрестанно вверх стремится..."

Никак не обойтись без пары слов о монастыре. Хотя я посмотрела, что в Интернете достаточно много информации об Оптиной пустыни и её не надо долго искать, всё же где-то повторюсь, - ведь в каждой голове всё укладывается в присущей ей порядке.

Оптина пустынь расположена на правом берегу реки Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах (некоторые пишут - в 3-х) от города Козельска. В XII веке обитель именовалась Монастырь Оптин Макарьевы пустыни, в XIII веке — Козельский Оптин Макарьев монастырь, с начала XIX века — Козельская Введенская Оптина пустынь. До 1788 года относился к Крутицкой епархии, в 1788—1799 годах — к Московской и Калужской, с 1799 года — к Калужской епархии. В настоящее время — ставропигиальный монастырь.

В конце XVIII столетия Оптина пустынь была в упадке. Возрождению монашеской жизни способствовало выдвижение на кафедры таких выдающихся архипастырей, как митрополит Московский Платон (Левшин, 1812г.), митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров, 1857г.), митрополит Московский Филарет (Дроздов, 1867г.), которые своим руководством возродили обитель.

Митрополитом Платоном в 1796г. в Оптиной пустыни было устроено общежитие по примеру Пешношского монастыря, который возглавлял ученик преп. Паисия Величковского старец Игумен Макарий, вызвавший из него игумена - старца Авраамия (1796-1817гг.) и двенадцать братий.

Епископ Калужский Филарет (Амфитеатров), в 1821г. благословил переход в Оптину Рославльских отшельников под водительством отца Моисея (Путилова), долго живших в лесах среди учеников преп. Паисия Величковского. Эти иноки положили начало Предтеченскому скиту (1825г.) Оптиной пустыни.

В обители было шесть храмов: соборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Стоял ещё до 1689г., когда был разобран. Вновь был выстроен в 1750г., восстановлен в 1988г.); храм во имя иконы Казанской Божией Матери; храм во имя прп. Марии Египетской и св.прав.Анны; кладбищенская церковь во имя Всех святых и храм во имя св. Амвросия Медиоланского.

В обители находились две местночтимые иконы: прп.Пафнутия Боровского и Казанской Божией Матери. В качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.

В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах; были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы, Иоанно-Предтеченский скит.

С 1923 по 1987 годы святая обитель была закрыта. На месте монастыря в 1919г. братия создала сельскохозяйственную артель во главе с архимандритом Исаакием. Но к тому времени уже почти шестьдесят монахов были насильно мобилизованы на военную службу. После смерти прп. Амвросия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Свято-Данилов монастырь (отец Георгий Лавров, отец Иоасаф Моисеев и другие).

После ликвидации сельскохозяйственной артели на территории обители был образован музей "Оптина пустынь", директором которого была Лидия Васильевна Защук (впоследствии схимонахиня Августа). Научным сотрудником музея была духовная дочь старца Нектария Н. А. Павлович. Все храмы, кроме Казанского, были закрыты

Прп. Нектарий был выслан в с. Холмищи, что в 60 км. от Оптиной пустыни. 18 августа был закрыт последний действующий храм в обители - Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Монастырские здания были переданы под общежитие служащим местного совхоза, лесозавода и музея, под контору музея и детский дом. В качестве рабочих и сторожей при музее было оставлено около двадцати монахов.

Библиотека монастыря была передана музею, а при его закрытии в 1928 году редкие книги, экземпляры оптинских изданий, а также весь рукописный отдел были перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина в Москве.

Интересное свидетельство того времени: 24 марта 1927г. Калужским губисполкомом рассматривался вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни и было принято решение «согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание».

После принятия такого "решения" все имущество Оптиной пустыни (после отбора Главнаукой) перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея.

В 1931г. здесь был открыт Дом отдыха им. М.Горького. С ноября 1939 до апреля 1941гг. на территории монастыря был лагерь НКВД.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1943гг.) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк.

С 1949 по 1959гг. в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну.

С 1959 по 1988гг. здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея, которому были переданы из Москвы некоторые книги монастырской библиотеки. В музее размещалась экспозиция, посвященная Л. Толстому. В скитских монашеских корпусах находилась сельская начальная школа. Литературный отдел музея действует на территории пустыни до настоящего времени.

Накануне передачи монастыря Церкви в обители находились помещения Козельского сельскохозяйственного ПТУ, а также жилые квартиры.

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. Первым наместником Оптиной был назначен архимандрит Тихон (ныне епископ Новосибирский).

Весной 1988 г. наместником Оптиной пустыни был назначен архимандрит Евлогий (ныне - архиепископ Владимирский и Суздальский). К этому времени были уже восстановлены трапезная с келиями в мансарде, храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Никольский придел Введенского собора. Хорошо сохранились также здания Введенского собора, храма во имя св. Иоанна Предтечи в скиту, трапезной. Другие здания сохранились гораздо хуже. Колокольня была полностью разрушена. Было начато восстановление храма во имя прп. Марии Египетской, возведен фундамент храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в скиту.

16 ноября 1988г., в годовщину возвращения обители православным, в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII веке). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона преподобного Амвросия.

18 марта 1990 г. был освящен Иоанно-Предтеченский скит.

В обители проживают около ста насельников. 26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование - 11/24 октября. К лику местночтимых святых были причислены: иеромонах Лев (Наголкин), схиархимонах Моисей (Путилов), иеромонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеромонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев), свмч. Исаакий (Бобриков).

27 июля 1996 г. был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

Монастырю переданы: мощевик с изображением иконы "Неопалимая Купина" из камня Синайской горы с частицами мощей святой великомученицы Екатерины и преподобного Саввы Освященного; икона Святой Троицы на древе Мамврийского дуба, освященная на Гробе Господнем в Иерусалиме в 1908 году.

Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
0
Привязка к тегам Калуга оптина пустынь

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Среда, 11 декабря 2019

Икона дня

Календарь

Храмы Санкт-Петербургской епархии на карте

Знаете ли вы...

" К.Э.Циолковский преподавал в уездном училище г.Боровска арифметику и геометрию."

Календарь событий

Loading ...