Тихвин - город в Ленинградской области, родина композитора Римского-Корсакова.
Первое знакомство с Тихвином произошло в сентябре 2003 года.
Тихвин привлёк своей историей. Местность, где ныне расположен город, была заселена задолго до его возникновения: в окрестностях Тихвина обнаружены остатки поселений эпохи неолита, датируемых III-II тысячелетиями до нашей эры, а в первом тысячелетии новой эры здесь обитало племя весь - предки нынешних вепсов, до сих пор живущих в этих краях. (Тихвин как селение с названием Предтеченский погост в составе Обонежской пятины Новгородской феодальной республики известен с 1383г.)
Отдалённость расположения Тихвина давала возможность посмотреть (так казалось) по дороге те места, которые когда-то в литературе описывались как край дремучих лесов и топких болот. В первое посещение города поразили царившие в нём тишина и спокойствие: редкая машина проедет, редкий прохожий пройдёт. (На 1992 год население составляло около 72 тыс. человек и я думаю, что к 2002г. цифра не очень изменилась.) Будний день начала сентября, по-летнему греющее солнце - всё располагало к неспешному знакомству с Тихвином. Но времени было мало - надо было успеть к электричке на Волховстрой, чтобы уже из Волховстроя успеть вернуться в Питер до закрытия метро.
Река Тихвинка (приток реки Сяси) своей извилистой и узкой полосой была ориентром в нашем движении к Тихвинскому монастырю. Монастырь открылся сразу. Вид его не был так безупречен и таким приглаженным, как на снимках начала 80-х годов прошлого века. Первое впечатление от монастыря было радостным – ожидалась большая разруха.
В бывшей Крестовоздвиженской церкви находилась в то время художественная выставка работ местных художников. Были очень хорошие картины, но милые сердцу пейзажи и замечательные натюрморты были не по карману. Краеведческий музей находился в казённых кельях и был пустынным и холодным – служительницы грелись на солнышке, пока мы прогуливались по территории монастыря, и только наше желание непременно посмотреть музей сдвинуло их с места.
Запомнился Исторический музей, расположенный тогда в корпусе со Святыми вратами и надвратной церковью Воскресения. Экспозиция небольшая, любовно оформленная, со множеством подлинных вещей тихвинцев, живших до революционных времён, предметы обстановки. Мы смогли почувствовать дух того времени явственно. Была хорошая выставка рукоделия и очень приятные служительницы, охотно отвечавшие на все наши вопросы.
Дом, где вырос Н.А.Римский-Корсаков, ныне дом-музей, стоит на противоположном берегу реки Тихвинки и смотрит на монастырь. Возле дома от прежнего большого сада осталась маленькая лужайка, любовно обсаженная кустами, цветами и с посыпанными песком дорожками. Сам дом удивительным образом сохранился и до сих пор радует посетителей возможностью проникновения сквозь туманную и тонкую зыбь времён в реалии частной жизни отдельной, известной нам семьи. Рояль, цветы, распахнутая книга и разложенные для письма бумаги - вот сейчас проведут гостей до коляски у ворот, и вернутся к своим занятиям, прерванным их приходом. Зазвучит рояль, прочитанную книгу кто-то поставит на полку книжного шкафа. Кстати говоря, отец великого композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков, был местным общественным деятелем, и возглавлял в 1830-х годах кружок интеллигенции города.
Успенский собор был закрыт. Работала лишь церковная лавка. Увидев нас, заглядывающих через окно вовнутрь и расстроенных такой неудачей, женщина из церковной лавки открыла для нас двери в собор и охотно стала рассказывать нам о просветляющихся фресках собора и об ожидаемом возвращении чудотворной Тихвинской иконы. Тогда казалось, что это событие будет нескорым. Несмотря на следы бывшего прежде запустения, стоящие строительные леса, внутри собора ощущалось спокойствие, соответствующее его величественности и той благодати, которая несомненно присутствовала, раз чудодейственная святыня стремилась вернуться к нам в этот собор.
Второй раз удалось побывать там год спустя - уже после возвращения иконы. Эта чудотворная икона Богородицы, по преданию. написанная евангелистом Лукою, явилась над водами Ладожского озера и остановилась на реке Тихвинка, - в этом месте и была построена деревянная церковь Успения. В 1560 здесь был построен Большой Тихвинский Богородицкий мужской монастырь, вассалом которого был в 1560—1764 Тихвинский посад, сформировавшийся вокруг монастыря, - впоследствии ставший городом Тихвин.
В 1611—13 посад был захвачен шведами. По Столбовскому миру 1617 года шведы освободили Новгородские земли, но оставили за собой Ижорскую землю, почти на сто лет закрыв «окно в Европу». Разоренный войной Тихвин снова стал понемногу подниматься. Географически благоприятное положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине (среди ремесел, сильно развившихся в XVII веке, особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье - "болотной руде", издавна добывавшейся со дна болот во многих местах вблизи Тихвина.
Уже в 1773 Тихвинский посад получил права уездного города Новгородского наместничества и с 1796 — губернии. Поскольку за три года до этого страшный пожар уничтожил почти весь посад, то, по предложению новгородского губернатора было решено на этом месте построить город по правильному генеральному плану, для чего из Твери был прислан "прапорщик от архитектуры" Василий Поливанов.
Зажиточные тихвинцы жили лучше, чем богатые люди других русских городов в XVII веке. Сказывались частые поездки за границу, знакомство с западно-европейскими городами. В домах богатых горожан вместо маленьких окошек, затянутых бычьим пузырем, появились окна со свинцовыми переплетами и стеклами, удобная мебель, на стенах - зеркала и "свейские листы", т.е., заграничные картины и гравюры. Богател и монастырь на принадлежащих ему окрестных землях. Процветание торговли и ремесел способствовало росту города, занявшего значительную территорию вокруг прежнего посада.
На базарной площади города стоял гостиный двор "о шести рядах": Большой ряд (лавки принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды. Здесь же располагалась таможенная изба. Большой гостиный двор, где так "бойко" торговали тихвинские купцы, сохранился до наших дней. Сохранился и исторический центр города с планировкой XVIII века и характерной для старого Тихвина деревянной застройкой. Положение на торговом пути из Поволжья в Прионежье (Тихвин стоял на скрещении торговых путей в Новгород, Москву, Старую Ладогу и Устюжну) и далее к Балтийскому морю обусловило важное торговое значение Тихвина.
В XIX веке через Тихвин проходил знаменитый Сибирский тракт; здесь находилась большая почтовая станция. В 1826 году, направляясь в Сибирскую ссылку, через город проезжали и останавливались на местной почтовой станции декабристы, а в 1849г. по этому тракту следовал на каторгу Ф.М. Достоевский. Дом, где размещалась в XIX веке почтовая станция, сохранился (дом 13 по Московской ул.).
В 1811 была сооружена Тихвинская водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем. Сохранившиеся деревянные шлюзы (здесь было возведено 7 шлюзов и 65 полушлюзов) - фрагменты водной системы XIX века - дают представление о тогдашней инженерной мысли, обеспечивавшей на протяжении многих лет интенсивные торговые связи центра России с ее северными территориями и зарубежными странами. Основным занятием жителей Тихвина стало т.н. лодочничество — сопровождение судов до Петербурга и Кронштадта. - Современник писал: "Жили там бойкой широкой жизнью, строились лодки, нагружались и перегружались суда, торговали в постоялых дворах и лавках ".
Две трети населения Тихвина составляло купечество. Там ежегодно проводились ярмарки, и Тихвинские ярмарки славились по всей России. Тихвин имел торговые связи с 45 русскими городами, а особенно с Новгородом, Псковом, Москвой, Ярославлем, Рыбной слободой, Костромой, Устюжной, Белоозером, Каргополем, Вологдой, Ладогой, Олонцом и другими; с другой стороны, тихвинские купцы имели деловые отношения со Стокгольмом, Выборгом, Нарвой, Ревелем, Ригой и Любеком.
До 20 века Тихвин был крупным торговым и религиозным центром северо-западной части России. Хотя со второй половины XIX в. деловая и торговая слава Тихвина стала угасать. С проведением железных дорог и реконструкцией Мариинской водной системы упало значение Тихвинского торгового судоходства, следом наступил резкий спад торговли и промышленности. "Все затихло - затихли красивые берега Сяси и Тихвинки, затихли сонные воды этих рек, затих и сам городок" - с грустью констатировал современник. Несколько оживлялась сонная жизнь города во время религиозных праздников, когда в Тихвин съезжались богомольцы со всей России. На одном из таких праздников - 500-летии Явления Тихвинской Чудотворной иконы в 1883 году присутствовал русский писатель В.М. Гаршин.
Редактировалось Дата:
Copyright © 2024 Людмила Жмурина.