И во времена преп.Арсения бывали на острове тяжёлые времена. Не такая уж здесь и плодородная земля - песок, да глина. Были у братии огороды и сады, но Коневец не Палестина. В предании осталось, что во время отъезда преп.Арсения на Афон (не нашла указания причины его поездки) братия начала роптать.

Часовня явления Божией Матери.

Молился старец Иоаким, ученик Арсения, на Святой горе, и явилась ему Богородица со словами утешения, надежды и извещением о скором приходе судов с провизией и возвращении преп.Арсения.

Как пишут, суда пришли буквально на следующий день. Преп.Арсений благословил поставить на месте явления Богородицы крест и икону, гору назвали Святой. Часовенку построили у юго-западного основания горы в 1740 году, - сразу же после первого шведского разорения монастыря. В ней хранился первоначальный памятный крест (по преданию, очень помогал от зубной боли). Во времена пребывания на острове военно-морской базы часовенке не дали простаивать, - её использовали в качестве КПП на берегу у причала.

Собор Рождества Богородицы. Вид с восточной стороны.

Первый фундамент под церковь Рождества Богородицы на этом месте был поставлен при преп.Арсении в 1421г. - сразу же после пережитого наводнения, разорившего монастырь. Первый деревянный собор на этом фундаменте построен был ещё самим Арсением. Были выстроены келии, а все постройки были обнесены деревянною оградою.

12 июня 1447 года преподобный Арсений преставился, прожив в строгом иночестве 68 лет, а в устроенной им обители - 54 года. С его кончиною начался новый этап весьма суровой для его детища истории.

Для рубежа 14-15вв. характерно строительства большого числа монастырей. В это время строились (к примеру, в кон. XIV в.) Ростово-Ярославский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы; Олонецкий Палеостровский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы; Костромской мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и др. Ровесником Коневецкого монастыря является (1398г.) Белозерский Ферапонтов Мартинианов мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Макарий Булгаков,митрополит Московский и Коломенский. ИСТОРИЯ РУСКОЙ ЦЕРКВИ. ИЗДАТЕЛЬСТВО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ. МОСКВА 1994).

Внимание привлекает то обстоятельство, что Коневский монастырь изначально не строился как крепость - строился как уголок тихого молитвенного служения Господу. Но враг знает всегда, что прежде всего надо ломать и уничтожать крепости духа, которыми и являются монастыри. Так, в ходе войны со шведами сгорел в пожаре 1574 года, собор - тогда островом в первый раз завладели шведы, монастырь был разорён и сожжён дотла. Пристанищем монахов Коневского монастыря в те времена всегда был Деревяницкий, близ Новгорода, монастырь, практически ровесник Коневского (однако, до нынешнего времени не осталось ни одного из его строений).

Вид на собор Рождества Богородицы. На переднем плане: ц. св.Николая.

Не знаю, сумели бы защитить стены, такие, какие, к примеру были построены в Псково-Печерском монастыре, от шведов. Но их не было, и в ходе Ливонской войны 1558-1583гг. монастырь был уничтожен. Всё, что можно было сжечь, - сожгли, всё что представляло хоть какой-то для них интерес - вывезли. В 1583 году подписанием невыгодных для России Ям-Запольского и Плюсского перемирий Коневец отошёл Швеции. В 1594г. удалось договориться со шведами и вернуть ряд территорий, в том числе, и монастырский остров, но ненадолго - всего лишь на 18 лет.

Ход второй войны со шведами лишил монахов острова на 100 лет. Братия, предчувствуя долгие бурные лихолетия, скрыла раку с мощами своего первостроителя, поместив её под спудом собора. Мощи преподобного Арсения обрели совсем недавно - в ноябре 1991 года.

Завоеватели никогда не церемонятся на захваченных территориях. Нужен был им камень - разобрали собор и построили свою кирху в г. Кексгольме (нынешнем Приозерске). Остров никак не использовался. Всё, что трудами монахов было расчищено под земледелие и постройки к моменту возвращения братии из Деревяницкого монастыря, поросло лесом.

После Указа ПетраI от 6 мая 1718 года началось возрождение монастыря, вначале как приписанного к Деревяницкому, а впоследствии, - вновь как самостоятельного Коневского монастыря. При Екатерине II, Коневский монастырь был отчислен от Новгородской епархии и причислен к Санкт-Петербургской, но он стал заштатным и должен был содержать себя сам. Число монашеской братии вместе с настоятелем определено было всего в 7 человек.

Но уже к 1869 году число монашеской братии на острове составляло 124 человека, богомольцев и тружеников — 60 человек, до 40 человек наёмных рабочих. Императоры Павел и Александр I относились к монашеству благосклоннее Екатерины. Первый увеличил денежное содержание монастырей вдвое. Император же Александр I редко отказывал монастырям в просьбах и пособиях; при нем многие обители успели поправить свое положение и отстроиться почти заново.

Восточные ворота монастыря. Монастырская библиотека.

Фактически все постройки монастыря, которые дошли до наших времён, спроектированы и выстроены в конце 18 и в течении 19 века. Тогда изменилось отношение к монастырю со стороны царских фамилий. Как понимается мною, было желание у людей состоятельных и именитых поучаствовать в устройстве монастыря и его благоукрашении.

Особенно интенсивно возводились каменные здания монастыря при строителе иеромонахе о.Иларионе (годы настоятельства-1807—1823). Кроме того, о. Иларион составил, ставший образцовым для многих русских обителей, общежительный устав монастыря и службы Преподобным Арсению Коневскому, Сергию и Герману Валаамским. В 1823 году о. Иларион был произведен в сан архимандрита и переведен настоятелем Тихвинского монастыря. Сконч. в 1850 году.

Как мы все понимаем, годы советской власти не могли не внести свою лепту в историю монастыря. Но на острове остались и следы пребывания финской артиллерийской батареи, ведь остров до 1944г. был на территории Финляндии. Жизнь военно-морской базы, которая просуществовала с 1956г. до 80-х годов двадцатого столетия не могла не оставить следов своего пребывания. (Можно посмотреть ранние фотографии в фотогалереи).

Обидно, что разорили библиотеку. По описи 1863 года в библиотеке было 934 книги, в том числе 46 книг Св. Писания, 80 рукописей. При о. Израиле монастырская библиотека значительно расширилась и к началу XIX века в ней насчитывалось около 8 тыс. экземпляров.

Разорили и склеп, где находилась рака с мощами преподобного Арсения. Сейчас в соборе Рождества Богородицы, в нижнем Сретенском храме (зимнем - там в прошлом топились печи всю зиму) стоит резная рака с вновь обретёнными мощами преп. Арсения Коневского. Установлен новый иконостас. Его красоту можно рассмотреть на снимке фотохудожника, который оформлял фотоальбом с видами Коневского монастыря.

Вход в Коневский монастырь. Колокольня над входом.

Вход на территорию монастыря сквозь арку прежде был через деревянные ворота с расписными медными листами - они утрачены. По бокам видны сохранившиеся фрески, которыми была покрыта входная арка. С правой стороны от колокольни двухэтажное здание предназначалось для проживания настоятеля и размещения необходимых монастырских служб. С левой стороны была трапезная, келии братий, работавших при трапезной и различные хозяйственные помещения. С левой стороны на первом этаже проживал монах, в чьи обязанности входило закрывать ворота и будить братию.

В прежние времена говорили, что звон колоколов с Коневца был слышен в хорошую погоду в Кексгольме (Приозерске) и даже дальше.