По следам поездки 6 января 2006 г

Однажды столкнулась с ситуацией, когда мой собеседник не знал о существовании города Вязьма. Не скрою, была очень удивлена. Поняла, что тоже могу внести свою лепту в расширение познаний о небольших городах России, рассказав немного об этом замечательном старинном городе на Смоленщине.

В январе 2006г. я с подругой ездила в Смоленск на Рождество. Пол-дня в канун Рождества мы провели в Вязьме. Зимний город был в дымке - после относительно небольшого потепления. В прежние редкие заезды были какие-то фотографии, но они носили частный характер и фотоаппарат был плёночный.

Постараюсь рассказать о Вязьме словами людей знавших и знающих Вязьму.

На основании археологических изысканий на территории города утверждается, что история поселения на этом месте начинается с 1-2 тысячелетия до нашей эры. О своей полной уверенности, что поселение здесь точно существовало в 9 веке, говорят историки. К ним присоединяются исследователи православия. Полагают, что в 990 г. (в других источниках 1013 г ) крестил Владимир "всю землю Смоленскую". По житию преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского Чудотворца (13/26 декабря 1077г.) известно, что при его жизни в городе было несколько церквей.

Но первый письменный источник от 1239г. впервые отмечает существование Вязьмы, которую в 1239г. получил в свой удел сын Владимира Рюриковича Андрей Владимирович, по прозванию Долгая Рука, женатый на дочери Мстислава Романовича Киевского погибшего 31 мая 1224 г при р.Калке (был первым князем в Вязьме) от великого князя Ярослава Всеволодовича. Это год (1239) и считается официальной датой рождения города Вязьмы.

Интересно трактуют происхождение названия города - Вязьма. Расположенные недалеко друг от друга повороты на реке когда-то назывались местным термином вязь (от глагола вязать, обвязывать). Для обозначения двойственного числа этих поворотов к слову вязь добавлялось падежное окончание -на. Таким образом, дословно Вязьма означает "двумя вязями". Иными словами, Вязьма - это город, "дважды обвязываемый рекой".

С другой стороны, сухопутных дорог в XII веке практически не было. По рекам Вязьме, Косне и Вазузе плыли торговые ладьи из Волги в Днепр и обратно. Ходили суда через Вязьму по Западной Двине и ее притокам, тогда еще судоходным и весьма оживленным. Река действительно "вязала" между собой великие водные пути Древней Руси, за что и получила свое название, а затем передала его городу. Слышатся в названии и отголоски слов "вязкий", "топкий". Ведь места здесь были гиблые, болотистые. Колоритные названия улиц - тому подтверждение: Козье болото, Подболотье, Гнилище.

Вид на город с северной стороны Свято-Троицкого собора.

Начальное место расположения города предопределила сама природа. С западной стороны берег обрывается крутым уступом к водной преграде. Северная сторона ограничивается глубоким оврагом, на юг и восток - заметный уклон. Именно на этом небольшом клочке земли была заложена первая крепость с земляным валом, окруженным глубоким рвом, а также дубовым тыном на возвышении и тремя срубными башнями. Это место вошло в историю под названием Верхнего города. Малые размеры крепости дали и второе название - Малый город.

В дальнейшем, в связи с развитием Вязьмы, началось строительство второго пояса укреплений - большой крепости. С 1631 по 1634 год был возведен мощный земляной вал высотой от 8 до 16 метров и длиной 1,6 километра с глубоким рвом с трех сторон. Деревянная срубная стена на валу имела шесть каменных башен и трое проездных ворот. Она стала называться Большим, или Нижним, городом. Башня, в которой дозорную службу вели стрельцы и пушкари, получила название Караульной. Командные заслуги воевод при обороне крепости нашли отражение в названии Воеводской башни, а Духовская, Ильинская и Спасская башни свои наименования получили от православных церквей и монастырей.

Живописец Лука в XIV веке на своей миниатюре, писанной для "Смоленского псалтыри", изобразил смоленщину похожей на маленького зайца в окружении четырех чудовищ, олицетворяющего царя македонского, царя римского, царя вавилонского и антихриста, показывая, что смоленская земля являлась постоянным объектом нападения врагов с запада, севера, востока и юг.

В черте Большого города сформировались главные старинные улицы, застроенные домами преимущественно привилегированной части населения - князей, бояр, высшего духовенства и богатого купечества. Это улицы Большая Московская, Смоленская, а также Ильинская и Торговая площади. Вязьма принадлежит к числу тех немногих городов, в которых сохранилась радиальная планировка, характерная для древнерусских городов.

Служилые люди группировались по роду занятий, образовав внутри Большого города поселения типа Пушкарской и Стрелецкой слобод. Здесь находились воеводский и дьячий дворы, стрелецкие слободы, два монастыря, несколько церквей, в западной части — гостиный двор и торг. На детинце ("верхнем городе") — соборная Никольская церковь, запасы хлеба и оружия. Обширный посад располагался вдоль Смоленской, Бельской, Московской и Калужской дорог. В 1534 г. к западу от города был основан мужской монастырь Иоанна Предтечи.

В кровопролитной Смуте и русско-польских войнах XVII века Вязьма являлась важным опорным пунктом. В 1608-1618 гг. город неоднократно переходил из рук в руки. По Деулинскому перемирию 1618 г. Вязьма была возвращена русскому государству и стала главной крепостью на западной границе. В 1630—1632 гг., по приказу царя Михаила Федоровича, была реконструирована крепость "большого города" — деревянные башни заменили каменными, увеличили вал.

В1594 г. в Вязьме насчитывалось 500 посадских дворов, 239 лавок. Но в 1616 г. осталось всего 126 дворов, в 1673 г.число дворов возросло - их стало 175, т.к. после 1654 г. сюда переселяют крестьян. Владельцами крестьян были - боярин Н. Романов, князь П. Пронский и др.

Укрепления, опоясывавшие Большой город, просуществовали до последней четверти XVIII века. К этому времени они потеряли оборонное значение, пришли в негодность и по генеральному плану застройки Вязьмы были снесены. До наших дней дожили только четырехгранная Спасская башня с прочной кирпичной кладкой, мощными стенами да комплекс древних архитектурных сооружений Соборной горы. Без этих объектов и событий, с ними связанных, нельзя представить во всей полноте ни древней, ни современной Вязьмы.

На мой взгляд, история Вяземского соборного Свято-Троицкого храма просится в отдельное повествование