С XVI века городу, оказавшемуся на северной границе Русского государства, уделяется особое внимание. На средства Василия III в 1507—1515 годах строится первый каменный Успенский собор на месте сгоревшего деревянного. В 1560 году по указу Ивана Грозного закладывается Большой Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Под его стенами в 1613 году тихвинцы наголову разгромили отряды шведских захватчиков, ускорив тем самым заключение мирного Столбовского договора со Швецией в 1617 году. Более столетия стены и башни монастыря-крепости оставались деревянными и только с 1669 года стали заменяться каменными.

djmedia:35

При Петре I, в период бурного строительства новой столицы, каменные работы в монастыре не производились, — строители и материалы направлялись на возведение Санкт-Петербурга. После возобновления работ были сооружены каменные стены с девятью боевыми башнями, и монастырь превратился в грозную крепость. Строительство и перестройка каменных стен продолжались до 1801 года, несмотря на то, что отнесение к западу границы Русского государства резко уменьшило оборонную роль монастыря. В 1764 году Екатерина II своим указом конфисковала монастырские земли в пользу государства и раздала их дворянам. К 1767 году было завершено строительство каменных келий и палат «регулярной» части комплекса в виде каре вокруг Успенского собора.

 

Монастырь был не только важным оборонным сооружением, но и крупным центром русской культуры. В нем собиралась и хранилась большая библиотека рукописных книг и сводов. Здесь в 1679 году Иваном Зелениным был составлен план Тихвинского посада и монастыря — редчайший источник для изучения русского деревянного зодчества и градостроительного искусства XVI—XVII веков.

В иконописной мастерской монастыря был создан выдающийся памятник древнерусской живописи — икона Тихвинской богоматери с клеймами, украшающая ныне экспозицию Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве. Другие иконы тихвинской школы живописи находятся на хранении и реставрации в Русском музее в Ленинграде.

Центральным и первым по времени сооружением архитектурного ансамбля монастыря, формировавшегося на протяжении четырех веков, является Успенский собор с Никольским приделом, построенный в 1507—1515 годах московским мастером Фрязиным и новгородским строителем Д. Сырковым. Собор, дважды перестроенный в XVII и XVIII веках, почти утратил свой первоначальный облик. Четырехскатная металлическая кровля закрыла ряды крытых тесом закомар и кокошников и уменьшила высоту глав, а их шлемовидные завершения сменились луковичными. Последние изменения в облик собора были внесены в 1822 году, когда со стороны главного фасада были пристроены еще два придела. И все же, несмотря на это, Успенский собор — ценнейший памятник древнерусского зодчества. Проведенные исследования позволили выполнить проект его реконструкции (архитектор А. Н. Милорадович), но восстановление первоначального облика затруднено большим количеством поздних наслоений, также имеющих определенную историческую и художественную ценность.

Интерьер собора сохранил фрагменты фресковой росписи, выполненной артелью тихвинских мастеров-иконописцев во главе с Иваном Шомушским в 1690 году. Дошел до нас и шестиярусный резной иконостас, поставленный в 1624 году.

Вторая по времени постройка монастыря — двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году, занимает юго-западный угол внутреннего двора. Основные помещения каждого этажа — обширные одностолпные палаты, перекрытые системой сводов. Особенно поражает размерами верхняя палата, площадь которой около 300 квадратных метров. Сюда со стороны соборной площади ведет двухмаршевое крыльцо.

С суровым обликом фасадов трапезной палаты контрастирует нарядность завершения (в виде трех рядов кокошников) одноглавой церкви Рождества. Мы не знаем имени зодчего этой интереснейшей постройки, но о его высоком мастерстве свидетельствуют не только художественные достоинства памятника, но и умелое решение сложных инженерных задач, таких, как устройство поэтажной системы воздушного отопления и гидроизоляции здания. Реставрация осуществлена по проекту архитектора В. В. Экк.

Входом на соборную площадь служат двухпролетные Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. Они расположены по оси Успенского собора между западными келейными корпусами. Это третья по времени каменная постройка монастыря (1591—1593 гг.). Красивое по силуэту и пропорциям сооружение с росписью на фасадах неоднократно перестраивалось, а в годы Великой Отечественной войны было частично разрушено. Историко-архитектурные исследования, проведенные под руководством архитектора А. Н. Милорадовича, легли в основу проектных предложений по реставрации комплекса ворот, надвратной церкви и примыкающих к ней зданий архимандритских и келарских келий конца XVII века (архитекторы О. В. Бакеева, Е. П. Варакин,Т. Н. Пятницкая, В. Л. Драницин).

Рядом с трапезной палатой высится еще одно интересное сооружение ансамбля—трехъярусная пятипролетная звонница, законченная постройкой в 1600 году и развивающая композицию известной звонницы новгородского Софийского собора (XVI в.). История тихвинской звонницы была также сопряжена с рядом разрушений и перестроек. Первое из них произошло после взрыва хранившегося в звоннице пороха во время большого пожара 1623 года. Восстанавливала ее в 1623—1631 годах артель мастеров во главе с ладожским каменщиком Василием Ладожаниным. Перестройки XVIII—XIX веков внесли большие изменения в первоначальный облик здания. Реставрация звонницы по проекту архитектора К. А. Степанова (завершена в 1973 г.) вернула ее фасадам пластику и декор XVI века и восстановила шатровое завершение всех пяти пролетов.

К звоннице примыкает двухэтажное здание казенных келий, строившееся в два этапа новгородскими и тихвинскими каменщиками в 1668 и 1678 годах. В начале XIX века эта интересная постройка подверглась большим переделкам при перестройке под архиерейские покои. Сейчас (моё примеч.: конец 70-х гг. уже прошлого века) зданию возвращен его первоначальный облик: восстановлены декор наличников и высокая тесовая кровля (автор проекта реставрации— архитектор К. А. Степанов). На очереди реставрация остальных келейных палат, окружающих "регулярный" двор монастыря.

Из девяти каменных башен крепостных стен монастыря сохранилось четыре с пряслами между ними. Три из них — юго-западная и юго-восточ­ная угловые, а также южная — Павловская — построены в конце XVIII века с характерными купольными завершениями и "шпицами". И только башня Введенских "передних" ворот, возведенная в 1669 году, частично сохранила архитектуру XVII века. Башни и боевые ходы прясел восстановлены по проекту архитектора В. В. Экк.

Надвратная Тихвинская церковь с часовней "Крылечко"В конце XVIII века на древних воротных башнях были построены надвратные церкви. Одна из них — Тихвинская, перестроенная в 1861—1863 годах архитектором Н. Л. Бенуа, — сохранилась. В эти же годы Н. Л. Бенуа пристроил к башне часовню с крытой двухвсходной лестницей, носящей название "Крылечко".

С небольшими дополнениями и изъятиями статья А.Н.Кирпичникова из книги "Архитектурное наследие Ленинградской земли". Лениздат-1983.

Использованы иллюстрации из этой книги, личные фотографии и фотографии с сайта http://www.tbum.org.

Об истории монастыря очень подробно рассказано на сайте в разделе "История".

Для ориентирования при осмотре монастыря привожу план:

{zhyandexmap:9}

АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО ТИХВИНСКОГО (УСПЕНСКОГО) МОНАСТЫРЯ

1. Успенский собор. 1507—1515 гг. 2. Трапезная палата с церковью Рождества. 1581 г. 3. Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. 1591—1593 гг. 4. Звонница. 1600 г. 5. Казенные кельи 1668; 1678 гг. 6. Введенские («передние») ворота (1669 г.) с надвратной Тихвинской церковью (1792 г.). 7. Юго-западная угловая башня. 8. Павловская башня. 9. Юго-восточная угловая башня 10. Церковь Покрова. 1702 г. Перестроена по проекту Н. Л. Бенуа в 1871—1877 гг. и переименована в Крестовоздвиженскую. 11. Часовня «Крылечко». 1861—1863 гг. 12. Сырково озеро. 1560.