Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Тихвинский Успенский монастырь

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 5948
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
5948
Тихвинский Успенский монастырь

С XVI века городу, оказавшемуся на северной границе Русского государства, уделяется особое внимание. На средства Василия III в 1507—1515 годах строится первый каменный Успенский собор на месте сгоревшего деревянного. В 1560 году по указу Ивана Грозного закладывается Большой Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Под его стенами в 1613 году тихвинцы наголову разгромили отряды шведских захватчиков, ускорив тем самым заключение мирного Столбовского договора со Швецией в 1617 году. Более столетия стены и башни монастыря-крепости оставались деревянными и только с 1669 года стали заменяться каменными.

djmedia:35

При Петре I, в период бурного строительства новой столицы, каменные работы в монастыре не производились, — строители и материалы направлялись на возведение Санкт-Петербурга. После возобновления работ были сооружены каменные стены с девятью боевыми башнями, и монастырь превратился в грозную крепость. Строительство и перестройка каменных стен продолжались до 1801 года, несмотря на то, что отнесение к западу границы Русского государства резко уменьшило оборонную роль монастыря. В 1764 году Екатерина II своим указом конфисковала монастырские земли в пользу государства и раздала их дворянам. К 1767 году было завершено строительство каменных келий и палат «регулярной» части комплекса в виде каре вокруг Успенского собора.

 

Монастырь был не только важным оборонным сооружением, но и крупным центром русской культуры. В нем собиралась и хранилась большая библиотека рукописных книг и сводов. Здесь в 1679 году Иваном Зелениным был составлен план Тихвинского посада и монастыря — редчайший источник для изучения русского деревянного зодчества и градостроительного искусства XVI—XVII веков.

В иконописной мастерской монастыря был создан выдающийся памятник древнерусской живописи — икона Тихвинской богоматери с клеймами, украшающая ныне экспозицию Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве. Другие иконы тихвинской школы живописи находятся на хранении и реставрации в Русском музее в Ленинграде.

Центральным и первым по времени сооружением архитектурного ансамбля монастыря, формировавшегося на протяжении четырех веков, является Успенский собор с Никольским приделом, построенный в 1507—1515 годах московским мастером Фрязиным и новгородским строителем Д. Сырковым. Собор, дважды перестроенный в XVII и XVIII веках, почти утратил свой первоначальный облик. Четырехскатная металлическая кровля закрыла ряды крытых тесом закомар и кокошников и уменьшила высоту глав, а их шлемовидные завершения сменились луковичными. Последние изменения в облик собора были внесены в 1822 году, когда со стороны главного фасада были пристроены еще два придела. И все же, несмотря на это, Успенский собор — ценнейший памятник древнерусского зодчества. Проведенные исследования позволили выполнить проект его реконструкции (архитектор А. Н. Милорадович), но восстановление первоначального облика затруднено большим количеством поздних наслоений, также имеющих определенную историческую и художественную ценность.

Интерьер собора сохранил фрагменты фресковой росписи, выполненной артелью тихвинских мастеров-иконописцев во главе с Иваном Шомушским в 1690 году. Дошел до нас и шестиярусный резной иконостас, поставленный в 1624 году.

Вторая по времени постройка монастыря — двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году, занимает юго-западный угол внутреннего двора. Основные помещения каждого этажа — обширные одностолпные палаты, перекрытые системой сводов. Особенно поражает размерами верхняя палата, площадь которой около 300 квадратных метров. Сюда со стороны соборной площади ведет двухмаршевое крыльцо.

С суровым обликом фасадов трапезной палаты контрастирует нарядность завершения (в виде трех рядов кокошников) одноглавой церкви Рождества. Мы не знаем имени зодчего этой интереснейшей постройки, но о его высоком мастерстве свидетельствуют не только художественные достоинства памятника, но и умелое решение сложных инженерных задач, таких, как устройство поэтажной системы воздушного отопления и гидроизоляции здания. Реставрация осуществлена по проекту архитектора В. В. Экк.

Входом на соборную площадь служат двухпролетные Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. Они расположены по оси Успенского собора между западными келейными корпусами. Это третья по времени каменная постройка монастыря (1591—1593 гг.). Красивое по силуэту и пропорциям сооружение с росписью на фасадах неоднократно перестраивалось, а в годы Великой Отечественной войны было частично разрушено. Историко-архитектурные исследования, проведенные под руководством архитектора А. Н. Милорадовича, легли в основу проектных предложений по реставрации комплекса ворот, надвратной церкви и примыкающих к ней зданий архимандритских и келарских келий конца XVII века (архитекторы О. В. Бакеева, Е. П. Варакин,Т. Н. Пятницкая, В. Л. Драницин).

Рядом с трапезной палатой высится еще одно интересное сооружение ансамбля—трехъярусная пятипролетная звонница, законченная постройкой в 1600 году и развивающая композицию известной звонницы новгородского Софийского собора (XVI в.). История тихвинской звонницы была также сопряжена с рядом разрушений и перестроек. Первое из них произошло после взрыва хранившегося в звоннице пороха во время большого пожара 1623 года. Восстанавливала ее в 1623—1631 годах артель мастеров во главе с ладожским каменщиком Василием Ладожаниным. Перестройки XVIII—XIX веков внесли большие изменения в первоначальный облик здания. Реставрация звонницы по проекту архитектора К. А. Степанова (завершена в 1973 г.) вернула ее фасадам пластику и декор XVI века и восстановила шатровое завершение всех пяти пролетов.

К звоннице примыкает двухэтажное здание казенных келий, строившееся в два этапа новгородскими и тихвинскими каменщиками в 1668 и 1678 годах. В начале XIX века эта интересная постройка подверглась большим переделкам при перестройке под архиерейские покои. Сейчас (моё примеч.: конец 70-х гг. уже прошлого века) зданию возвращен его первоначальный облик: восстановлены декор наличников и высокая тесовая кровля (автор проекта реставрации— архитектор К. А. Степанов). На очереди реставрация остальных келейных палат, окружающих "регулярный" двор монастыря.

Из девяти каменных башен крепостных стен монастыря сохранилось четыре с пряслами между ними. Три из них — юго-западная и юго-восточ­ная угловые, а также южная — Павловская — построены в конце XVIII века с характерными купольными завершениями и "шпицами". И только башня Введенских "передних" ворот, возведенная в 1669 году, частично сохранила архитектуру XVII века. Башни и боевые ходы прясел восстановлены по проекту архитектора В. В. Экк.

Надвратная Тихвинская церковь с часовней "Крылечко"В конце XVIII века на древних воротных башнях были построены надвратные церкви. Одна из них — Тихвинская, перестроенная в 1861—1863 годах архитектором Н. Л. Бенуа, — сохранилась. В эти же годы Н. Л. Бенуа пристроил к башне часовню с крытой двухвсходной лестницей, носящей название "Крылечко".

С небольшими дополнениями и изъятиями статья А.Н.Кирпичникова из книги "Архитектурное наследие Ленинградской земли". Лениздат-1983.

Использованы иллюстрации из этой книги, личные фотографии и фотографии с сайта http://www.tbum.org.

Об истории монастыря очень подробно рассказано на сайте в разделе "История".

Для ориентирования при осмотре монастыря привожу план:

{zhyandexmap:9}

АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО ТИХВИНСКОГО (УСПЕНСКОГО) МОНАСТЫРЯ

1. Успенский собор. 1507—1515 гг. 2. Трапезная палата с церковью Рождества. 1581 г. 3. Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. 1591—1593 гг. 4. Звонница. 1600 г. 5. Казенные кельи 1668; 1678 гг. 6. Введенские («передние») ворота (1669 г.) с надвратной Тихвинской церковью (1792 г.). 7. Юго-западная угловая башня. 8. Павловская башня. 9. Юго-восточная угловая башня 10. Церковь Покрова. 1702 г. Перестроена по проекту Н. Л. Бенуа в 1871—1877 гг. и переименована в Крестовоздвиженскую. 11. Часовня «Крылечко». 1861—1863 гг. 12. Сырково озеро. 1560.

Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
1

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Среда, 28 октября 2020

Знаете ли вы...

" ...Русская экспедиция в Антарктику на шлюпах "Восток" (под командованием Фаддея Фаддеевича Беллингсгаузена) и "Мирный" (под командованием Михаила Петровича Лазарева) в 1819-1821 гг. отправлялась из Кронштадтского порта."

Календарь событий

Loading ...