Из Калуги мы выехали ранним утром. До Балабанова доехали без происшествий. На станции не сразу, но всё же были сориентированы местными жителями на каком транспорте добираться до монастыря. Доехали до Боровска на маршрутном такси. Вышли, как нам подсказали, на остановке "Роща". Дальше пешком через маленькую рощицу (малый след былого лесного величия края) мимо новеньких домов или дач - кто их теперь разберет? Перешли мост, как выяснилось впоследствии, через речку Истерьма, впадающую в р.Протву, и увидели купола церкви, колокольню и стены монастыря. Прошли по дорожке вдоль западной монастырской стены с Тайницкой башней и, обогнув Поваренную башню, вышли к входным вратам монастыря.

Pafn Bor 1

Архитектура монастыря.

Центральную группу строений монастыря составляют собор Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная с храмом Рождества Христова и колокольня. Далее расположены Архимандричьи (Настоятельские) палаты с церковью Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, больничные палаты с церковью Ильи Пророка, братские кельи и Погребной корпус. Все постройки окружены крепостными стенами с башнями, что придает монастырю вид крепости. На самом деле, монастырь занимает очень важное стратегическое положение на подступах к Юго-Западным границам Столицы. (С сайта Пафнутье-Боровского монастыря.)

Мы намеревались здесь пожить несколько дней, но вначале хотелось просто оглядеться и понять, есть ли возможность нам здесь остаться. Варианты для дальнейшего продолжения нашей ознакомительной поездки были.

Пока же, находясь уже на территории монастыря, пребывали в состоянии полной неизвестности. На наш вопрос о возможности попасть в гостиницу у дежурного у врат монаха ответ был лаконичен: "Заселение в гостиницу после вечерней службы". Вопрос о том, где оставить свои вещи (наши походные рюкзаки) остался без ответа. Такая ситуация обескураживала.

Сходили в собор - литургия подходила к концу. Маясь от непонимания ситуации, решили перекусить в ларёчке у входных ворот, с видом на трапезную с колокольней. Горячий чай и булочки немного привели в равновесное состояние. Все наши попытки узнать как пройти в гостиницу или найти гостиничного не увенчались успехом. Непонимание ситуации усугублялось.

В какой-то момент пришло понимание, что нужно спокойно подождать развития ситуации - возможность уйти, уехать, в виду близости монастыря к цивилизации, была реальна. Сходили по очереди в церковную лавку, что размещена на втором этаже здания трапезной. Было время спокойно просмотреть литературу в лавке и что-то выбрать для покупки. Так моя библиотека пополнилась Житием Пафнутия Боровского, буклетом о монастыре, давшем первоначальное представление об истории монастыря в датах, и о названиях основных монастырских зданий; и Путеводителем по старинному городу Боровску.

Пока ждали разрешения ситуации, сделала (уплатив небольшую сумму в качестве пожертвования на вахте) несколько снимков. Как оказалось, первые снимки оказались и последними. Как-то не случилось больше поснимать на территории монастыря. Недостаток моих фотографий с лихвой перекрывает фотогалерея сайта монастыря: фотографии современные, старые фотографии, открытки - к просмотру всегда готовы.

Интерес к жизни духовной дополняется пытливостью ума, желающего знать: когда и что было построено в монастыре, и кем построено, как развивалась история обители в своём материальном выражении. Как выяснилось, история Пафнутьевского Боровского монастыря насыщена событиями: обитель интенсивно строилась и украшалась, многие строения многократно перестраивались и разрушались в пожарах и войнах.

С момента прихода Пафнутия со своими учениками в здешние лесистые места (по сведениям источников - на землю, принадлежавшую в то время сыну, а затем и внуку Димитрия Донского) строительство крепости-монастыря продолжалось не год и не два, а десятилетия, и в несколько этапов.

Из жития Преподобного Пафнутия следует, что около 1440 года он тяжело заболел и принял Великую схиму, готовясь к своему отшествию из этого мира. Ему было открыто, что необходимо искать новое место приложения своих трудов. "С одним из своих учеников, в поисках нового места своего служения Богу он побывал и Троице-Сергиевой Лавре, и в Оптиной Пустыни и в других местах и обителях, везде молясь Богу и прося Его показать место своего служения Ему.

И вот Господь по молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери указал преподобному место недалеко от его прежней обители, на другой стороне реки Протвы, где сейчас находится монастырь Рождества Божией Матери. В 1444 году, когда вокруг подвижника собралась братия и был построен храм в честь Божией Матери, преславного Ея Рождества, образовалась новая обитель — монастырь преподобного Пафнутия".

Общая длина монастырских стен с башнями составляет 673 м, толщиной — в среднем — 4 м, они охватывают площадь равную 1,62 га. Всего башен в крепостных стенах шесть. Юго-восточная сторона монастыря укреплена значительно сильнее. Это вызвано тем, что местность здесь более открытая и большая вероятность быстрого подхода противника именно отсюда. Северная и западная крепостные стены расположены на самом берегу оврага, где протекает речка Истерьма. Здесь же имеются три вырытых пруда. - Эта сторона местности обеспечивает в этом направлении естественную преграду. Исследователи полагают, что в строительстве стен и башен насчитывается не менее пяти этапов от начала XVI века до середины XIX.

Сильно пострадавшие в годы Смуты, стены были восстановлены в XVII в. Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.

Если обходить крепостные стены по часовой стрелке вдоль монастырских стен, то порядок выстроенных башен таков:

Справа от Въездных ворот - Георгиевско-Знаменская (конец 16в.) - первоначально служившая в качестве въездной;

Круглая - самая старая (первая половина 16в.) - меньше других по размерам, с пищальными бойницами для стрельбы прямо по неприятелю на близком расстоянии;

Оружейная башня (конец 16в.) - почти квадратная в плане (8,5?7,9 м), высотой около 26 м. Толщина стен в нижнем этаже — до 2,7 м. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй — с крепостной стены, на третий ярус — по внутристенной кирпичной лестнице. Деревянная многосекционная лестница в середине шатра ведет наверх к дозорной башенке.

Сторожевая (первая половина 17в.) - наиболее мощное крепостное сооружение. Все четыре стороны её выходят за пределы стен только одним углом она уходит внутрь двора. Участок стены от Оружейной башни до Сторожевой имеет наибольшую высоту и толщину. Две эти башни расположены на сравнительно близком расстоянии одна от другой. Здесь самые мощные амбразуры подошвенного пушечного боя, перекрыты они массивными каменными плитами.

Слева от въездных ворот - Поваренная башня (конец 16в.) - название башни, возможно, объясняется тем, что возле нее во дворе была поварня; высота её составляет 26 м, толщина стен в нижнем ярусе около 3,5 м, а Южный угол башни опирается на огромный булыжный камень;

и дальше, левее, за Погребным корпусом - Тайницкая башня (первая пол. 17в.) - В народе она называется башней Измены, так как считается, что именно её ворота были предателями (воеводы Яков Змеев и Афанасий Челищев) открыты врагу в 1610г. Тогда погибли вместе с братией (Общее количество погибших защитников крепости-монастыря было 12тыс. человек!) настоятель монастыря архимандрит Никон и, находящийся на покое в Боровской обители защитник Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иоасаф. Все богатства были расхищены, все документы и жалованные грамоты сгорели вместе со всеми деревянными постройками монастыря.

Чтобы не повторять первоисточник, привожу ссылку на Краткую хронологию событий, составивших историю обители. Хочу лишь заметить, что крепости-монастыри, стоящие, как правило, на местах стратегически важных для обороны русских городов, княжеств и и впоследствии, русского государства всегда первыми отражали в прошлом нашествия врагов. А ныне, могу предположить и надеяться, что они стоят стражами на иных направлениях.

Вернусь к событиям нашего пребывания в Пафнутьев-Боровском монастыре. Мы уже успели просмотреть купленную литературу, когда нас окликнула женщина, с которой стоял монах-привратник. Это оказалась гостиничная. Но предложила она нам не заселиться, а, если у нас нет возражений, потрудиться на благо обители. У нас возражений не было. Получив указания, плохо ориентируясь на местности, тем не менее, приступили к работе.

Надо сказать, что обитель находилась в преддверии престольного праздника - праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и ждали высоких гостей. Возле архимандричьего корпуса паломники-трудники слагали из камня декоративную стену, обрамляющую полисадник у корпуса. Рядом трудились рабочие, продолжавшие какие-то ремонтные работы. - Работы у всех было много, успеть привести окружающее в порядок казалось немыслемым. Но у каждого был свой "маневр".

Нам поручалась лестница в Архимандричьих, или Настоятельских, палатах. Хотя здание имеет такое название, исторически собственно Настоятельские палаты размещались здесь лишь в трех сообщающихся палатах второго этажа. Из крайней палаты был вход в церковь Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. Говорят, что и сейчас здесь виден заложенный кирпичом вход. В остальных палатах проживала братия. Жилыми в прошлом были только второй и третий этажи. Первый этаж использовался больше под мастерские и для хозяйственных целей.

Церковь Свят.Митрофана, примыкающая к корпусу, в нынешнем своём виде, построена в конце XIX века. Освящена была в 1819г. (после освобождения от французов). Таким образом наша гостиничная благословила наше знакомство с лестницей, по которой, с небольшим перерывом, прошло не одно поколение монастырских подвижников.

Через день после приезда нашего в монастырь, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы мы были на ранней литургии в этой церкви Святителя Митрофана.

После восстановления монастыря церковь Митрофана, патриарха Цареградского была освящена 27 июля 1992 года. В престол были положены мощи мучеников Хозевитских; также ныне в этом храме хранится ковчег с мощами Блгв. кн. Анны Новгородской. В подклете церкви - усыпальница архимандритов монастыря.

После праведных трудов мы были накормлены в трапезной для паломников, что находится сейчас в бывшем Погребном корпусе. Он был выстроен в начале 16в., затем перестраивался в 18-19вв. Пишут, что в нём сохранились погреба-холодники. Сейчас на первом этаже расположены, кроме трапезной для паломников, склады продуктовые, котельная, а на втором этаже — келарская, кухня, братская трапезная, пекарня-просфорная и бухгалтерия.

На вечерней службе мы были в главном храме монастыря - соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был заполнен. Говорить, что служба в монастыре всегда проходит особенно - излишне. Кто бывает на службах в монастырях, тот всё понимает без слов.

Храм этот - основополагающее ядро обители. Неоднократно престраивался (об этом можно почитать на сайте монастыря). Два придела у храма: Федора Стратилата и великомученицы Ирины (вид на собор со стороны Ириновского придела).

С лета 1994г. здесь начались торжественные и праздничные (с 1995г. - утренние и вечерние) богослужения. В храме построен иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины. Придел в честь Пафнутия Боровского был освящен в марте 1997 года архиепископом Климентом.

После службы нас пригласили на ужин, а после ужина было ещё одно послушание. День прошёл плодотворно. Не надо и говорить, что тело просило покоя. Как и было обещано, нас, немногочисленных паломников разместили в гостинице, в здании которой после возвращения монастырю, отрезали подвод тепла, и монастырь вынужден был искать печника.

Не с первой попытки, но печи были сложены. - В холодное время, надеюсь, они согревают немалое пространство этой своеобразной паломнической гостиницы. Правило - и мгновенный сон. Проснулись мы почти в половине седьмого от полной тишины (собирались с утра встать на полунощницу). Нас пожалели - не разбудили, как положено по монастырскому уставу. А быть может, даже в голову не пришло, что паломники могут проспать. - Это вероятнее.

Утренняя служба. Завтрак. Труды по подготовке гостиницы к приезду паломников на праздник. Обед. Служба. Послушание. Подготовка к исповеди. Ранний подъём на полуночницу Всё это воспринималось так, как будто вся наша жизнь всегда шла по такому размеренному расписанию. Ощущение времени пропало. Сколько мы были в монастыре? Даже много позже потешала свою подругу явным преувеличением количества дней, проведённых в монастыре.

Был совершенно замечательный момент, который мы с подругой вспоминаем с улыбкой и с малейшими нюансами: состояние погоды - осенний прохладный вечер; совершеннейшая телесная усталость; собственный вид - то ли запылённые странники, то ли грузчкики после погрузки; и голод, и желание уже улечься (немощи наши!); и, вдруг мысль, высказанную вслух: "Когда же мы дойдём до источника?" - Завтра уже праздник.

Рассудив здраво, поняли, что или сейчас, или может получиться, что никогда. Вышли за ворота, пошли налево. До Георгиевской башни было ещё относительно светло, а когда повернули вдоль восточной стены, шли почти на ощупь. - К источнику шли по наитию, т.е. лишь теоретически зная, где он.

Мимо мы, конечно не прошли. В полумраке профиль купели источника был виден явственно. Дверь была заперта - оказывается, у нас не единственных появилось желание сейчас окунуться в купели и омыться от грехов. После чтения необходимой молитвы, мы встали у дверей в ожидании выхода нашего предшественника. Не тут-то было! Из купели раздавались всплески - один, второй, третий, .... дальше, увлёкшись, стали считать - досчитали до сорока. Да.... Ничего не скажешь. Про радость и душевный подъём говорить тем, кто уже испытал, что такое купание в святом источнике, не приходится, - тем же, кто ещё этого не знает, говорим - решайтесь!

После ранней литургии 21 сентября мы не стали дожидаться архиерейской службы, и, испросив благословение, отправились знакомиться с городом Боровском (см.страницу моего сайта). Вернулись к вечерней службе, уставшие от долгой пешей прогулки по городу, преисполненные впечатлений. Нас пожурили, что пропустили праздничный обед, но, на что мы не очень надеялись, - покормили после вечерни ужином. Последнее послушание перед сном и слова-сожаления, что мало гостим. Не надо говорить, что слова эти были для нас елеем помазания.

Раннее вставание на утреню. С некоторым недоумением - последняя в этих стенах? Но увы, время, отпущенное на поездку истекло - надо было трогаться в обратный, уже обкатанный, путь через Москву. Трогательное прощание со святынями, с монастырём - уже домом родным, и с нашей мудрой начальницей, преподавшей серьёзные для нас уроки послушания.

Прощай, прощай, Пафнутьев-Боровский монастырь! - Ты вложил в нас частицу памяти о себе, - навсегда.

Послесловие к поездке.

Традиционно пишу некие послесловия-резюме после поездки. Какие выводы сделаны для себя, какая возможная польза для других?

Во-первых, мы с подругой поняли, что самостоятельное передвижение с паломническими целями возможно. Хорошая подготовка (знакомство с информацией географического плана, исторического и близость к месту, где мы точно знаем, что нас приютят) - необходимое условие успешности поездки.

Во-вторых, и, может быть, самое главное, во всех складывающихся обстоятельствах терпеливо, с доверием ожидать, что всё будет складываться необходимым, полезным для нас образом. Дерзайте и Вы! Приобретения того стоят!