Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 6991
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
6991
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

На картинке Коневецкий монастырь. Картинка взята с другого сайта. Весь монастырь как на ладошке.

По следам поездки.

Поездка конца лета 2005г.(19 августа 2005г.)

Прошёл год после поездки на остров Коневец. По просьбе друзей выложила на сайт альбом с видовыми фотографиями красот острова. Меня спросили, а почему я ничего не рассказала про монастырь? Признаюсь честно, было такое поползновение написать рассказ о монастыре. Но... посмотрела сайты в Интернете и выяснила, что об острове и монастыре рассказано многократно. Иногда под копирку, иногда со значительными расхождениями. У монастыря сейчас есть свой хороший сайт. Правда, на мой взгляд, стремясь к информационной краткости, он потерял ряд прежних статей, замечательно рассказывавших о самом острове Коневце, и потерял, прежде сквозивший сквозь все материалы, любовный теплый взгляд строителя-восстановителя.

Замечено не только мною, паломнические поездки со временем не теряются в памяти ни информационно (напротив, стимулируют к чтению литературы, житий святых; сопоставлениям и нахождению духовного родства святых), ни эмоционально - все картины ярко предстают перед глазами. Погода, встреченные обстоятельства, люди - ничто не забывается.

Поездка на остров Коневец, предпринятая моими друзьями, привлёкших и меня, планировалась как поездка познавательно-туристическая. Путь на электричках, автобусе и катере на остров, который и близок географически, и далёк по транспорту, окрашивался уже несколько позабытым романтически-авантюристическим флёром. Объяснюсь. Хоть ехали мы с запасом в одну электричку, шансов приехать на нужную нам станцию после отъезда автобуса было больше, чем шансов приехать и ожидать автобус нужного нам маршрута. Так и оказалось - с электрички на ст.Громово мы вместе с местными бежали к автобусу, который явно не мог вместить всех желающих уехать. Мы вошли, а многие пошли к частнику. Тесно прижавшись друг к другу для большей вместимости, мы тронулись в путь.

Автобус требует отдельного рассказа. Живя в большом городе и редко выезжая в далёкие областные и прочие географические, не близкие к крупным городам окрестности, не подозревала, что до сих пор из пунктов А в пункты Б и пр., народ перемещается чуть ли не на послевоенных автобусах-мастодонтах. Я даже не знаю марки, которую можно соотнести с этим автобусом. Маленький, тряский, фырчащий и отдувающийся... - мы очень сомневались, что он сможет нас довезти до бухты. Почти весь народ вышел, примерно, к половине нашего пути. У нас, наконец, появилась возможность продолжить своё путешествие сидя. Наши страхи были напрасны - автобус довёз нас до конечного пункта своего движения - Бухты Владимирка (или Владимирская, или Чертова - что кому ближе).

Причал в бухте Владимировка.

Нам очень повезло с погодой в день поездки. Было достаточно времени до отхода катера к острову, и как-то не приходила мысль о том, что катер может не прийти. Хотя в паломнической службе, где нами были куплены билеты и были заявлены цели нашей поездки с перечислением всех имён участников, было осторожно сказано, что катера может и не быть. Мы всё же ждали катер с какой-то детской надеждой.

Монастырский катер.

Появление старой посудины, аккуратно вставшей у причала, вызвало к жизни обсуждение его ветеранской жизни и его ходовых возможностей. Ход катера мы вскоре проверили практикой - к острову, согласно купленным билетам, мы двинулись, сидя вдоль его бортов. Настроение, тем не менее, было приподнятым. Ранний подъём и тряская дорога к бухте не завершились трудно разрешимым вопросом: каким образом вернуться на исходную станцию. - Мы шли к острову, который был хорошо виден по всей своей протяжённости.

Когда отходили от берега бухты, на катере текли какие-то разговоры между пассажирами - люди были увлечены разговором друг с другом. Но вот катер, лавируя, стал подходить ближе к острову, и всё внимание сидящих и стоящих в катере было безотрывно и всецело приковано к открывающемуся, то с одной, то с другой стороны, монастырю.

Вид издалека (с катера) на монастырь.

Катер в очередной раз повернулся бортом и получился снимок места, где в прежние дальние времена приставали к причалу суда. В Историко-статистическом издании 1869г. было записано, что в 1863г. напротив монастыря была устроена деревянная гавань. Пристать могли лишь два галиота (сложно описывать их, но их особенностью была неглубокая посадка), пароходы приставали к западной стороне этой гавани, к более глубокой части. Нынешняя пристань чуть восточнее прежней.

Когда мы шли к острову, мы о нём почти ничего не знали. Сейчас издан фотоальбом («Коневец. Монашеский остров в Ладожском озере» Издание было приурочено к празднованию 15-летия со дня возрождения Коневской обители), который, вероятно, можно купить в церковной лавке подворья и много материалов выложено на сайтах людей там побывавших или трудившихся на восстановительных работах в монастыре. Остров представлялся небольшим (да так и есть) и времени, которое у нас было до вечерненго катера (примерно четыре часа), казалось, хватит с избытком на все островные достопримечательности.

Часовня на Конь-камне.

Всё оказалось не так просто. Если бы не удачное благорасположение обстоятельств (мы напросились на экскурсию, которую вёл монах для приехавших гостей обители), мы не увидели бы камня-исполина, изгнанием духов с которого началась история жизни обители, да и многое другое прошло бы мимо наших глаз. При первом посещении важно, как говорится, определиться на местности, увидеть всё, что осталось от первоначально построенного в ходе длительной преобразовательной работы времени.

По прошествии времени, сопоставляя увиденное, услышанное, а затем и прочитанное, невольно приходит мысль о неисповедимости путей Господних.

Из описаний жития Арсения Коневского (с некоторыми разночтениями из разных источников) получается, что пострижен он был в Лисогорском монастырее, что вблизи Новгорода, и мог подвизаться в этой обители всю жизнь, но призван был духом на Афон к Царице Небесной. Опять же, на Благословенном Афоне многие пришедшие туда иноки оставались и подвизались до могильного креста, а инок Арсений под присмотром Богородицы три года испытывался суровым Афонским уставным житием для того, чтобы, вернувшись в Российские земли, основать по её благословению новую обитель.

Искал место в лесах новгородских и приладожских, да, говорится в одних источниках, плыл к Валааму ища уединёное место, а лодка дважды приставала к острову с Конём-камнем. Так он, вероятно и понял, что такова воля Владычицы Небесной - монастырь нужен здесь.

Игумен Святогорский, отпуская Арсения на родину, благословил его двойною иконою, на которой с одной стороны было изображение Божией Матери, а с другой Нерукотворенного Спаса. Вот этой иконой он и изгнал духов у Конь-камня. На горе, которая впоследствии получила название Святой, водрузил крест и начал своё молитвенное служение. Было это в конце 14 века - примерно в 1393г.

По-видимому, молитвы преподобного Арсения были горячи и дух его стоек - прибыла к нему братия и постепенно монастырь стал строиться: воздвигли церковь Рождества Богородицы (в 1396г.), келии, и ограду на берегу Ладожского озера. Не осталось свидетельств о том, почему преподобный принял решение расположить монастырь на берегу Ладоги. Однако, сама природа (сильное наводнение в 1421г.) вынудила после двадцатипятилетнего пребывания монастыря на берегу перенести монастырские постройки на возвышенное место.

Коневский скит.

Мы были на этом первом месте расположения монастыря (у стен нынешнего Коневского скита). Прекрасный вид на озеро. Сосны, песок, камни.... и волны, тихо накатывающиеся на берег - ласково, ласково. Уходить не хотелось. Растворённость сознания в окружающем пространстве была полная.

Конечно, мы здесь были не первые, но тишина дня нашего пребывания и безлюдность места давали представление о временах начала. В те далёкие времена, конечно, обитель посещалась. Лодки - привычное средство передвижения жителей озерного края. Бывали здесь и новгородцы, а в 1446 году св. Евфимий, архиепископ Новгородский, посетил начальника монастыря Арсения и в знак благоволения подарил ему свой белый клобук.

Владычная бухта.

А преп.Арсений, в память высокого посетителя, назвал залив, при котором стояла его обитель, Владычнею Лахтой (залив, бухта). Так это место называется и поныне.

После того, как монахи ушли жить на более высокое место, в память о первом жительстве была поставлена деревянная часовня, заменнёная впоследствии каменной церковью на гранитном постаменте архитектора И.Б.Слупского в 1876 г. Её мы и видели в процессе реставрации, но уже в очень хорошем виде.

Казанский скит.

Первый скит (малую пустынь для ищущих безмолвия и покоя при самой строгой жизни) в монастыре стал строиться при настоятеле (тогда он назывался - строитель иеромонах) о.Адриане (настоятель-1790—1798гг). По благословению митрополита Гавриила в километре от монастыря, на Святой горе, о. Адриан выстраивает скит во имя Казанской иконы Божией Матери. За два года, с 1794 по 1796, были построены каменный храм и келейные корпуса.

Надо заметить, что в истории возрождения (19в.) Коневецкого монастыря выделяется время игуменства о.Адриана. Коневский монастырь становится известным в России местом процветания старчества. Старец Зосима (Верховский), подвизавшийся в окрестностях Змеиной горы, - вероятный прототип старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". Неподалеку от него уединенно жил и старец Василиск, закончивший свои дни в Туринском Николаевском монастыре.

Храм Казанской иконы Божией Матери был освящен 13 июня 1796 года. Первым насельником скита стал монах Фаддей (в прошлом - благотворитель обители, помогавший строить сам скит, ярославский купец Федор Тулупов), проживший в скиту до 1799г. Он был похоронен за алтарем скитской церкви, на восточной ее стороне.

В настоящий момент в Казанском скиту живет иеросхимонах о.Варахиил, прибывший на Коневец с Валаама. Чтобы не беспокоить его уединение, внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён.

Церковь в честь Коневской иконы Божией Матери.

Архитектор И.Б.Слупский спроектировал все здания второго скита - Коневского. Сейчас, уже видно как просто был организован скит. Келейный корпус был совсем простой архитектуры. Всё небольшое внутреннее пространство было обнесено кирпичной оградой, надо сказать, весьма изящной. От разрушения её защищало тесовое накрытие.

Ограда Коневского скита.

В церкви сейчас находится список Коневской иконы 17в. Уже идут службы. Скит был последним из числа достопримечательностей острова осмотренных нами. Но по впечатлению - в соединении с природой места, едва ли не самым впечатлившим.

Коневский скит строился при игумене о.Израиле (1859—1884), при нём же восстановлена была часовня на подворье Коневского монастыря. Игумен Израиль стал первым в истории монастыря архимандритом (архимандрит с 1868г.).

Келейный корпуc Коневского скита.

Можно с полной уверенностью сказать, что со времён преподобного Арсения практически в неизменном виде на острове остался лишь Конь-камень и нет ни единой постройки (кроме фундамента под Собором Рождества Богородицы) тех времён. Правда, есть часовни, которые помогают сохранять в памяти события времён Арсения.

Часовня Успения Божией Матери.

Мимо часовни Успения Богородицы никак не пройдёшь. Стоит она у дороги к Казанскому скиту на Святой горе. Красавица. Построена она была в 1899г. При входе в часовню помещены изображения преподобного Арсения и святителя Евфимия Новгородского. Было сказано, что внутреннее убранство не было сохранено, но каков был вид часовни по возвращении монастырю, не знаю - не видела фотографий. Зато вид иконы на внешней стороне часовни потряс. Икона вся в дырах от пуль. До сих пор нет слов.

Я выросла в семье, которая называлась атеистической. Но помню, что из уважения к религиозному празднику, хотя об этом никогда не говорилось, в этот день, или дни, никакая серьёзная работа не делалась. К людям верующим отношение было уважительным и святыни никоим образом не оговаривались. Жаль тех, которые стреляли в икону, вероятно, они выросли вне всякого понимания об истиннных ценностях жизни.

Отвлеклась. Часовня была поставлена (по преданию) на месте отдыха преподобного Арсения на пути от Казанского скита к монастырю. Интересно было бы узнать, почему поставили часовню имено Успения Богородицы. Хотя... Что гадать. Ведь Успение - это, с одной стороны, конечно, грустное прощание с матерью Иисуса Христа, с другой стороны - это такая надежда на спасение! И мы, человеки, обрели такую покровительницу и защитницу от бед и уныния житейского! Кто знает, о чём думалось преп.Арсению на пенёчке в этом месте. Возможно, он просто молился Богородице, чтобы была она всем в монастыре защитницей и укрывала своим омофором от бед народ наш и землю русскую.

Блог отправлен из Коневец, Ленинградская область, Россия, 188767 Просмотреть увеличенную карту
Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
1

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Вторник, 28 января 2020

Знаете ли вы...

" К.Э.Циолковский преподавал в уездном училище г.Боровска арифметику и геометрию."

Календарь событий

Loading ...