Утром уже бежали на литургию в Георгиевский храм - праздновалась Калужская икона Божией Матери. Затем пошли в церковь на площади, чтобы записаться, если повезёт, в паломническую поездку в Оптину пустынь, - планов на сегодняшний день было громадье. Нам повезло - свободные места были - теперь можно было спокойно двигаться дальше.

Помог нам добраться до желаемого места - Тихоновой пустыни - автобус. День был будним, автобус был не заполнен. А за окном было солнечно, по-летнему тепло. Взгляд не отрывался от вида за окном - всё было интересно: разнообразный ландшафт, названия населённых пунктов, дома. Нас ждала встреча с прекрасным местом на русской земле - Свято-Тихоновой пустынью.

Вот мы и достигли обители Преподобного Тихона. Очень трудно представить сейчас, что здесь были дикие глухие, необжитые места. Новый дуб, выросший вблизи дуба-исполина, укрываясь в дупле которого, нес подвиг строгого уединения, постриженный в монашество в Чудовом монастыре инок Тихон, и которого сейчас величают, по подвигам его прославленного в лике святых Московским собором 1551г., Преподобным Тихоном Медынским, Калужским Чудотворцем, стоит среди жилых домов, вздыхая по ночам (может быть) о лесной чаще. Остатки старого дуба, сломанного в 1830г. грозой, хранились долгое время в часовне, построенной в 1838г. на этом месте.

Начинался монастырь со строительства вблизи знаменательного дуба небольшой деревянной церкви Успения Прсв.Богородицы. Нынешний облик монастырь приобрёл в 19в. Конечно, вместе со всеми иными обителями пустынь переживала и пожары, и разрушение поляками в 1610г., и закрытие в 1918г. Но, слава Богу, 2 ноября 1993г. началась новая жизнь Свято-Тихоновой пустыни как мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы.

Вошли через ворота на территорию монастыря и взору открылась площадь со всеми монастырскими храмами. Монашеские келии ограждены от нескромных взоров любопытсвующих туристов. Преображенский собор сразу привлёк внимание своей стройной величавостью. И хотя он выстроен заново, и, когда мы там были, находился в завершающей стадии строительства, было ощущение, что он всегда здесь стоял и только лишь поновлялся время от времени.

Строительство Преображенского собора было начато в 1677г. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790г.). Собор перестраивался дважды: в 1840-х гг. и 1879-1886гг.

В советские годы был разрушен. Сейчас восстановлен.

Здесь, под спудом Преображенского собора с 1610г. лежат мощи Преп.Тихона, Калужского чудотворца. Так сложилось, что нас благословили приложиться к раке в нижнем храме во имя Преп.Тихона Преображенского собора, обозначившей место его упокоения. (Они были сокрыты в земле в Смутное время в месте под спудом напротив правого клироса собора. Тогда над местом погребения мощей была поставлена серебряная рака с древним изображением преподобного Тихона в монашеском одеянии со свитком в руке.)

Получив негласно его благословение, радуясь чудному солнечному, по-летнему тёплому дню, мы пошли к скиту Живоносного Источника Божией Матери на источник Преп.Тихона, намереваясь вернуться в пустынь к пятичасовой вечерней службе.

Расстояние от пустыни до источника небольшое - прогулочным шагом мы дошли примерно за пол-часа. перед входными воротами находится большая площадка для транспорта - это говорит о том, что здесь бывает много народа. Когда мы пришли, с площадки съежал автобус с паломниками. Тихое уединённое место. Дорожка привела к храму иконы Живоносный источник.

Деревянный храм на каменном фундаменте с кирпичным цоколем в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник», был построен над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887г. В советское время храм был разрушен. На фотографии: вновь выстроенный каменный храм.

Храм со свежими фресками и прекрасной иконой Живоносный Источник. Рядом с храмом источник Преп.Тихона и купальня. Скамейки под сенью деревьев, мостики, цветы... Всё располагает к неспешности, всё здесь умиротворяет.

Невозможно не отметить взаимосвязь всех обителей, которые мы в этот раз посетили и ещё намеревались посетить. Цитирую: "В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский.

Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона. В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов".

В период нынешнего восстановления обители из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.

Не надо и говорить, что уходить, не искупавшись в источнике и не испив святой водички, мысли не было. Исполнив всё как положено, преисполнены были радостью (как кувшины в жаркий день, стоявшие под струями прохладной живой воды).

Посидели на лавочке, ни о чём не думая, радуясь солнышку и тому, что Господь сподобил прийти сюда. Вбирали в себя умиротворённость святого места. Время неумолимо - пора было направляться в обратный путь. У ворот с удовольствием перекусили булочками монастырской выпечки, и выпили душистый чай. Не заметили, как уже оказались в Тихоновой пустыни.

Вечерняя служба проходила в Успенском соборе, который днём был закрыт как и все остальные храмы. На службе присутствовало немного людей: вместе с нами - 6-8 женщин и несколько монахов. Но, судя по силе воздействия хода службы, было ощущение незримого присутствия строгих молитвенников, невольно увлекавших нас, неопытных новоначальных, своим примером нерассеянной молитвы. Нам был преподан урок истинной молитвы, к которой нам необходимо стремиться всеми своими силами, прибегая к молитвенной помощи святых и к самому Господу Богу.

По окончании службы уходили из храма как из мира горнего. Домой ехали молча.