Какая-то грусть поселилась в наших душах после посещения Углича. День хмурился, лишь временами проглядывало солнце. Название населенного пункта - посёлок Борисоглебский - говорило об истоках, но мы были предупреждены, что монастырь делит свою территорию с музеями и не является тем, чем призван быть, т.е. огороженным от мирского моря островком. Невольным образом, это настраивало на светский характер знакомства с монастырем, сродни туристическому.

Монастырские постройки. Не все они пока принадлежат монастырю.Когда мы вошли на территорию монастыря, то увидели группу туристов с экскурсоводом и местных жителей, которые пересекали монастырское подворье, сокращая себе путь. Признаюсь честно, на этом большом пространстве чувствовала себя как на большом поле, продуваемом всеми ветрами.

Зашли в монастырский храм. Ничем неприкрытая кирпичная кладка стен. Едва освещённое пространство. Прилавок церковной лавки и за ним с бесстрастным лицом молодой монах, или послушник. Ставим свечи, тихо переговариваясь; рассматриваем иконы; приложились к раке с мощами. Обойдя храм опять стали смотреть в лавке книги и иконки. Наш руководитель сказала: ждём настоятеля.

Пришел монах и позвал подойти к монастырской святыне, находящейся в приделе. Всё как во сне. (У меня). В памяти лишь оболочка события - содержание утеряно. Возможно, в то время я и прислушивалась к чему-то более важному, чем слова, которые можно найти где-то в литературе. Трепетный, почтительный рассказ об обретенных мощах. Придел свежепокрашен и от основного помещения храма отделён по-простому полиэтиленовой плёнкой.

Вскоре пришел настоятель монастыря - молодой монах строгой интеллигентной внешности и с пронзительной глубиной взгляда. История обители в его рассказе обретала облик истории, пережитой им самим. Невольно и мы вовлекались в переживание хода событий, случившихся в обители в далёкие и совсем недавние времена, как их участники.

Особенно поразил рассказ о чудесах в монастыре в советские времена, свидетельствующий о непрерывности молитвенной жизни обители. К примеру, (живы свидетели тех дней) местные жители рассказывали нынешним насельникам, что в некоторые дни (в дни больших православных праздников, очевидно) дети слышали пение в храме (который был занят под склад) и из любопытства взбирались повыше, чтобы заглянуть вовнутрь. Там они видели, как множество людей, одетых в красивые "царские" одежды ходят по храму, кадят и поют. Взрослые этому не верили, а сами ничего такого не слышали. Настоятель сказал, что восстанавливая ход увиденного детьми, можно с уверенностью утверждать, что в храме совершалась архиерейская служба.

Основан Борисоглебский монастырь монахами Троице-Сергиевой Сергиевская надвратная церковь. лавры, сподвижниками Сергия Радонежского - Феодором и Павлом - в 1363г. До начала 16в. все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным собором был выстроен собор Бориса и Глеба в 1522-1524гг.) Постепенно все монастырские постройки (было сооружено пять храмов) и внушительного вида ограда были выстроены в камне.

В годы Шемякинской смуты здесь скрывался царь Василий 2; здесь крестили младенца, ставшего царём Иоанном Грозным; здесь принял постриг герой Куликовской битвы Александр Пересвят.

Главное достояние монастыря - Святой преподобный Иринарх, благословивший в 1612г. ополчение К.Минина и Д.М. Пожарского на освобождение Москвы и России от поляков. Сохранилась маленькая келейка, где Святой нес свое молитвенное послушание Господу. Часть вериг, которыми обременял себя преподобный, почти чудесным образом вернулась в обитель.

Создалось такое впечатление, что в момент нахождения в этом монастыре в наших, и не только, головах начался процесс некоторого переосмысления - "знаемое" начинало преобразовываться в нечто более существенное. Похоже, оно становилось частью нас. Спаси Господи Благодатного настоятеля этого Борисоглебского монастыря.

Дождь нас поторопил сесть в автобус - нас подстёгивало время, а ждали мы встречи с Ростовом Великим. Ехать было недалеко. Посёлок Борисоглебский расположен в 18 км от Ростова.