Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Святогорская Свято-Успенская Лавра

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 5761
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
5761
Святогорская Свято-Успенская Лавра

На Украине, простите, сейчас надо говорить и писать - в Украине, три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051г. и ставший с 1598г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., - Лавра с 1833, г.Почаев Тернопольской области) и известный с 16в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20в., - ныне (с 2004г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.

Город, расположившийся вблизи Святых гор получил своё название в советское время: в 1964 году село Банное, коим именем с времён князя Потёмкина-Таврического называлось поселение, отданное ему Екатериною после упразднения монастыря, было переименовано в Святогорск.

Первые две Лавры широко известны верующим. Почаевская Лавра мне известна по публикациям и рассказу моей подруги, там побывавшей. Летом 2006г. обстоятельства сложились благоприятно для совершения ознакомительной поездки к почитаемым на Украине святыням: Святогорской Свято-Успенской Лавре, Борисо-Глебскому монастырю и знакомству с Православной Одессой. В планах были ещё и другие обители, но... человек предполагает, а Господь всеми его обстоятельствами располагает.

Первой в нашем списке обозначена была Святогорская Лавра, расположенная на берегу Северского Донца, что ныне находится на территории Донецкой области, получившей название "Донецкой Швейцарии" за красоту пейзажей. В 19в. обитель находилась в Изюмском уезде Харьковской губернии (в 155 верстах от Харькова, в 35 в. от Изюма и в 18в. от г. Славянска. Примечание: с 18в. 1 верста=1 066,781 метра)

Для справки: В России статус лавры имеют следующие монастыри: Троице-Сергиева Лавра (с 1744, г.Сергиев Посад); Александро-Невская Лавра (с 1797, г.Санкт-Петербург).

Лаврами в Палестине в V-VI веках именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: Лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне. Источник: Газета "Вперед".

С другой стороны: Лавра с греческого - людное место, городская улица, многолюдный монастырь. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 годов лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят, как правило, в сане не ниже архимандрита.

В своём рассказе здесь и дальше буду отмечать *, а цитирование- *курсивом, сведения из след.источника: "Святые Горы в исторических описаниях прошлых веков". Издание Свято-Успенской Лавры, 2005г. УДК 271.2-523.6-9(477.62) ББК 86.372-6 C 25.
Дополнительный источник (отмечено **): "Житие и подвиги преподобного Иоанна, затворника Святогорского". 1880г. Автор Андрей ковалевский - Харьковский губернский секретарь и духовный писатель. (1840-1901). Издание Святогорского монастыря.
Также использовала информацию с сайта: http://svyatogorsk2005.narod.ru/history.html
Сведения, "Как доехать до Святогорской лавры" можно найти на этом сайте: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=65075. То же в моей подборке с форумов.

 

 

 

 

 

Празднование в монастыре в честь Святогорской иконы Божией Матери.

Мы добирались до лавры, как водится, путями непрямыми. Сначала поездом Санкт-Петербург-Харьков, отправлением в 13.30, до Харькова (замечу: без происшествий, места были в плацкартном вагоне у купе проводника; билеты заказывали за месяц до поездки). Ближе к полудню следующего дня были уже в Харькове. Сразу купили билеты на поезд Харьков- Ейск до Красного Лимана. Как оказалось, плохо ознакомились с картой ж/д дорог - нужную нам станцию проехали. Нам нужна была станция Святогорск. От Красного Лимана доехали к половине пятого вечера на пригородном поезде до Святогорска (в обратную сторону). Пару часов потеряли в ожиданиях - поезда ходят не часто.

djmedia:73

Когда сошли на станции Святогорск, выяснилось, что никто из нас ранее не поинтересовался, как близко, если идти пешком, расположен монастырь. Приехавшие с нами паломники организовались в группу и пошли пешком к монастырю, свернув влево от дороги, ведущей к городу. Мы же прибегли к помощи частника (Устали, у одной из нас оказалась неудобная к ношению сумка). Взял с нас водитель дорого - по 4 гривны, в 4 раза дороже, чем в городском автобусе (в автобусе - 1 гривна), но автобуса, сказали местные жители, не дождаться. А мы ещё не теряли надежды попасть на праздничную вечернюю службу: 30 июля в монастыре совершается празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери.

Когда мы подъехали на машине к мосту через реку Донец, то увидели одетые лесом Святые горы и свечи-купола монастыря. Мост был воспринят мною как разделительная черта между мирским суетным берегом и устремлённым ввысь к небесной вышине иной, от глаз закрытой, веющей размеренностью и умиротворённостью иноческой жизни. Удивительное было ощущение. Стоял невидимый шлагбаум из реального рационального мира в мир иных представлений. При том при всём, что некоторые машины проезжали через мост. Шли по мосту девушки в брюках и без головных платков модельной внешности - но это уже были тени оставшейся за мостом другой жизни.

Поразила скульптура женщины на площади на высоком постаменте. Сразу было понятно, что это Богородица. Но... не было в нашей традиции скульптурного изображения Божией Матери. Оказалось, таким образом, почтили игуменью всех монастырей. На эту площадь к постаменту приносят святыню монастыря - Святогорскую икону Божией Матери в дни её чествования.

Прошли через ворота монастыря мимо казаков, охраняюших его территорию. Легко одетых посетительниц они просят прикрыться и покрыть платком голову. Пока шли к Успенскому собору, оглядывались по сторонам - казалось, что праздник будет малолюдным. Тогда мы не знали, что в 2004г. на церемонию освящения лавры собралось около 30 тыс. человек, а на праздники чтимых в монастыре чудотворных икон и святого Иоанна, затворника Святогорского, приезжает до 10-15 тыс. паломников.

Гостиница была переполнена: ни поселиться, ни оставить свои дорожные сумки мы не смогли, - на службу пошли с сумками. Шла вечерня. Перед входом в Успенский собор стояло пять-шесть очередей к священникам на исповедь. В храм войти практически было невозможно. Весь день прошёл не так, как хотелось и ожидалось, поэтому со смирением приняли и это: невозможность физически находиться в храме на службе. Правда, надо отметить, что велась радиотрансляция, и мы оставались сопричастниками службы, т.к на улице слышали весь ход службы.

В храмовый праздник было желание причаститься. Люди воцерковлённые знают, что на всё воля Божия и не всегда наши желания исполняются. Терпеливо стояли в очередях на исповедь. Каждый паломник выбирал по своему, никому не ясному признаку того священника, к кому шёл исповедываться. Встала и я туда, куда ноги принесли. Стояла, обдумывая свои поступки, слова и мысли прошлые и нынешние. Вспомнилось то, что почему-то забылось, затёрлось в памяти (человек, в данном случае - я, всегда хочет видеть в себе достойные похвалы качества и поступки, а не ... ). Поздним вечером, после исповеди, стали искать место, где можно было бы присесть, или прилечь.

Вечер был, как ни странно, приглушённо-тихим. Храм был заполнен людьми. Некоторые, сидя или лёжа, пристроились на скамьях отдохнуть от наполненнного события дня, некоторые искали место присесть-прилечь; стояли две очереди желающих исповедаться, которые иссякли лишь к пяти утра, - жизнь в храме протекала в своём каком-то тихом и спокойном русле. Из-под сидений лавок, стоящих вдоль храмовых стен, стали вынимать ковры и стелить на полу посередине церкви. Паломники стали располагаться на ночлег - ведь многие приехали издалека, да и возраст у многих пенсионный. У амвона собралась группа паломниц, решивших провести ночь в молитвенном бдении.

Читался Акафист Богородице, затем молебен, каноны, пелись кондаки праздничные Богородичные. " Богородице, радуйся!" - пелось негромко и слаженно. "Мира Заступница, Мати Всепетая! Я пред тобою с мольбой: бедную грешницу, мраком одетую, Ты благодатью прикрой!"... - слёзы горестей наших. Здесь всё вспомнишь и обо всём восплачешь: ... "Можешь Ты скорбь облегчить мне несносную, Радость духовную дать; Скоро Ты можешь излить живоносную В душу мою благодать!" - Как не просить, как не рыдать, как ни надеяться! - Ведь сама Богородица среди нас со своего чудного образа на нас взирает!

Некоторые духовные песни, которые пели паломницы, я услышала впервые: "Где-то там далеко, и когда-то давно Жил премудрый и опытный старец. Он не раз говорил, беспрестанно твердил: "Слава Богу за скорбь и за радость". Слава богу за всё, Слава Богу за всё, Слава Богу за скорбь и за радость!"... - негромкое пение заполняло все уголки храма и всё моё существо. Ночь была необыкновенна. Впервые в своей жизни я, уставшая физически, испытывала такой душевный подъём и сестринское единение со всеми поющими и внимающими этому пению.

Ночь прошла незаметно. После ранней утрени (начало - 6ч.45мин) до праздничной литургии (8.30) было время для прогулки по небольшому пространству вокруг собора. Взяла фотоаппарат и сделала несколько снимков начинающегося утра 30 июля 2006г. - дня празднования Святогорской иконы Божией Матери.

Утро было тихим, небо ясным. Множество народа возле входа в собор и в самом соборе... Все ждут высоких гостей. Про праздник в прессе впоследствии написали: "В воскресенье, 30 июля 2006 года, в Успенской Святогорской Лавре собрались тысячи православных паломников с Украины и из России для того, чтобы вместе с братией монастыря почтить Святогорскую икону Божьей Матери. По случаю торжеств Божественную литургию в Успенском соборе совершали три архиерея: митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, епископ Славянский Алипий и епископ Святогорский Арсений в сослужении лаврского духовенства и клириков Донецкой и Горловской епархий. Святогорская икона Божией Матери по случаю празднования была изъята из киота, в котором она почивает в обычное время, и установлена в центре храма для поклонения верующих". ( http://pravoslavie.ru58.ru/novosti2.php?page=32399)

Не могу не отметить погоду, переменчивость которой ощутила на себе. Канун праздника был, можно сказать прохладным. Утро уже обещало ясный день, но как оказалось, и весьма жаркий. В соборе яблоку некуда было упасть. Открытые двери чуть-чуть облегчали положение находящихся в храме. Но служба шла, все ей внимали. Причастниками были практически все верующие, находящиеся в храме. Нельзя не отметить Ангельское терпение у монашествующих лавры. Многие верующие вели себя как малые дети, боясь остаться без причастия. Но слава Богу, Он никого не оставил без своей милости.

После литургии прошёл традиционный крестный ход по лавре к площади со скульптурой Богородицы и обратно к Успенскому собору. Было солнечно, жарко, торжественность праздника отражалась внутренней собранностью на многих лицах верующих.

На Пресвятую Богородицу надеемся, образам икон Её поклоняемся и, заглядывая в жизнь свою, растим под неусыпным Оком Её и Сына Её, Бога нашего, Иисуса Христа ответственность за свою собственную жизнь и жизнь ближних своих. Полагаю, что праздники, дающие возможность проявить свою благодарность в величании чтимых образов, помогают нам стряхнуть с себя пыль житейской суеты и сердцем "заглянуть" в вечное и незыблемое, укрыться благодатным охранительным и живительным покровом.

После крестного хода гости праздника стали расходиться и разъезжаться. Мы тоже, прихватив свои дорожные сумки, сходили в трапезную, и, наконец, поселились в гостиницу, намереваясь с утра начать своё знакомство с монастырём. Только сейчас усталость полностью себя проявила. Да и враг не дремал.

Святогорский монастырь - Свято-Успенская Святогорская Лавра. Пещеры.

Как ни странно это может показаться, но начну разговор о монастыре с гостиницы. Усталому путнику только мысль о том, где голову приклонить, на ум и приходит.

В одной из книг, описывающих Святогорский монастырь, восстановленный в 19в., а точнее, в 1844г., г.Калюжинским были описаны в том числе и многочисленные монастырские постройки.

В частности, в ней описывается: с восточной стороны от монастырского двора и двора мастерского *"находится третий, гостиничный, называемый одним собирательным словом "гостиница".

Она предназначена для богомольцев. В гостиничном дворе шесть корпусов: два деревянные двухэтажные, обращённые фасадом в Северному Донцу (моё примечание: так почему-то в это время называли Северский Донец). В каждом из этих корпусов по 20-ти номеров.

Среди же двора находится: один корпус каменный двухэтажный, с женскою больницею на 10 кроватей, для богомольцев один деревянный над сараем и один трехэтажный каменный, с верхним деревянным этажем.

В этих корпусах до 100 номеров. Тут же устроены: амбар для вещей богомольцев, "чайная" с кубом для нагревания воды, с приличною посудою и проч. Одновременно могут поместиться в этой чайной 200 душ. Тут же имеется и трапеза для богомольцев, где безмездно кормятся странники и странницы.

На гостиничном дворе есть два колодца, изобильно снабжающие богомольцев прекрасною водою. Двор гостиничный вымощен камнем и соединён с церковным двором каменым пешеходом". Замечательно написано, верно? Особенно про амбар для вещей богомольцев. Нам он очень был нужен, когда мы приехали на праздник.

*Кстати сказать, на праздник открытия пустыни (*Указ Императора Николая Павловича от 15 апреля 1844г.) собрались десятки тысяч верующих (сто лет прошло, но народ помнил о монастыре), и 13 мая прибывший на праздник Преосвященный Иннокентий с большим трудом пробрался к храму. Праздник длился с 9 по 15 мая 1844г.. 13 мая Преосв. Иннокентием была доставлена из села Богородичное икона Успения Богородицы с частицами Киево-Печерских угодников.

После Всенощного бдения *"народные толпы всю ночь не спали и служили молебен и акафисты Божией Матери, как и в предшествующие сей ночи дни. Малочисленное еще тогда святогорское братство не успевало совершать молебствий и ему помогали сельские священники из окрестных приходов. На утро 15 августа, т.е. в храмовой праздник обители, во время Литургии, певчие пели Киево-Печерским напевом; а в свое время Преосв. Иннокентий сказал слово.

По окончании обедни, крестный ход отправился на скалу пещерным ходом и, по окончании молебствия, возвратился вниз наружным ходом. Так совершилось торжество возстановления обители. С той поры ежегодно тысячи богомольцев посещают Святогорскую обитель. Посетили ее и Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна с своими Августейшими детьми".

Традиции живы и поныне.

С вечера мы попросили провести нас в пещеры (в праздничные дни туда нет экскурсий). Нас не обнадёживали - на всё воля Божия. А утром после утрени, - О, радость! - нас позвали пройти в пещеры вместе с монахом С., несущим послушание в пещерах.

Не могу не привести описание пещер из источника*: "Вход в них (пещеры) начинается теперь красивым павильоном, слывущим под названием "пещерник". В монастырской описи говорится так: В сем пещернике приемлют начало пещеры, ископанныя в кремнисто-меловой скале, на протяжении 239 сажен".

Примечание: Сажень (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния. С 11 октября 1835 года, согласно указу Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, т. е. ровно к 2,1336 метрам. С введением в 1918 в СССР метрической системы мер вышла из употребления.
1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метрам;1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков.

*"В пещерах ступеней нет, а одна возвышенность, с косвенными переходами и поворотами до самаго верха скалы (Архив Святогорской пустыни.). Ход в пещеры начинается небольшим притвором, с одним окном над дверью. Отсюда, за железною решетчатою дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где и сообщается с наружной лестницею".

Вот так и мы вошли в небольшой боковой притвор, взяли свечи и пошли вслед за своим благодетелем-проводником, который, совершая привычное для него действие, попутно рассказывал нам об истории пещер.

Нынеший вход в пещеры был устроен во времена восстановления монастыря при архимандрите Арсении. Древние ходы, как полагают, соединяли пещеры этой горы с пещерным храмом Антония и Феодосия Печерских и не имели наружного выхода в том месте, где сейчас располагается "Пещерник".

Из источника*:"Этот ход сначала поворачивается влево; в средних своих частях он уклоняется то направо, то налево и примыкает к тесным пещерным келиям, из которых более просторная служила, как гласит предание, трапезною братии; другая же, иссеченная в скале и огибаемая с трех сторон ходом, зала была предназначена для храма".

Продолжу. *"Кроме упомянутых ходов, есть здесь еще четыре: два - чрез внутренние церкви во имя: Иоанна Предтечи и Алексия, человека Божия, один - под церковью свят. Николая и один - среди горы, обращенный к Северному Донцу.

Высота пещерных ходов около 31/2 аршин, ширина до 11/2 арш. Пещерные ходы, то возвышаясь, то понижаясь, разделяют своими рукавами всю гору с пещерами на две неравныя половины: большую с церковью во имя Иоанна Предтечи и малую - с церковью во имя Алексия, человека Божия".

Конечно, невозможно, побывав, если так можно выразиться, в "родовом гнезде" обители - пещерах, не рассказать о церкви, устроенной братиями одной из первых.

Церковь во имя Иоанна Предтечи - древнейшая из пещерных церквей Святогорской пустыни. Эта "потайная" церковь существовала во времена набегов "крымцев", когда прибегали в монастырь спасаться пленники. Эта церковь находится в центре хорошо организованного древними насельниками пространства, объединяющего отдельные келлии, "дозорный" ход наружу, трапезную с печкой, труба которой, проходя через келлии, обогревала их.

Коридор, связывающий церковь св.Алексия с ц. Иоанна Предтечи обходит все эти три, по всем признакам, помещения живших здесь когда-то насельников. В них есть окна, и ниши, как полагают, ложе. Остались следы в проёмах, говорящие о том, что прежде здесь были деревянные двери с запором. Мимо этих келлий ход ведёт в пещерный храм, который после явления иконы Святого на меловом столбе получил название Никольского.

После того, как была построена церковь во имя св. Николая на скале, лишь паломники были главными посетителями этой внутрискальной церкви, где потихоньку обгладывали меловой столб, хранящий в себе память о благодати Божией. Вероятно поэтому, при восстановлении церкви столб обложили кирпичом.

В период начала новой жизни монастыря была восстановлена и церковь. В 1851г. освященна епископом Елпидифором, но уже как церковь Рождества Иоанна Предтечи. Знаменита эта церковь ещё и насельником пустыни Иоанном, затворником Святогорским, проведшим 17 лет в затворе в одной их келий вблизи этой церкви и канонизированного в лике святых 24 августа 1995г.

*Исследователи, отмечают, что в результате прокладки новых путей и зачистке, обустройстве старых, были частично утеряны следы древних путей, которыми пользовались насельники в прежние древние времена. Отмечено, что по характеру рубки ходов видно, что ходы прокладывались сверху вниз. Вообще это тема подземных ходов и пещер очень интересная, но о ней как-нибудь в другой раз.

Мы шли по пещерным путям, где, как пишут в источнике: *"Между пещерными келиями есть не мало затворов, а в стенах пещерных ходов до двенадцати витрин или ниш, т.е. углублений, где, по единственному в мире, Афонскому обычаю, складывались кости прежних Святогорских отшельников, чрез три года после кончины последних".

Шли мы по этим ходам, действительно, круто подымающимся вверх, и проходили мимо боковых ходов к бывшим келлиям и местам упокоения прежних пустынников. - Туда для нас хода не было. Так мы молча постояли вблизи захоронения архимандрита Арсения - первого после восстановления пустыни настоятеля (+1859г.). Он был активным восстановителем пещер и строителем нового хода.

В память о трудах Архимандрита Арсения, чьё мирское имя было Алексий, и была устроена игуменом Германом церковь Св. Алексия, человека Божия на месте древней иноческой усыпальницы. Здесь находится его гробница.

Сейчас в этой церкви зимой ежедневно в 14 часов служится молебен свт. Николаю. 30 марта - праздник преподобного Алексия, человека Божия - престольный праздник монастыря. Накануне совершается всенощное бдение в Успенском храме. Если празднование приходится на субботу или воскресение, то литургия совершается в церкви преподобного Алексия. По окончании литургии совершается водосвятный молебен в этой пещерной церкви.

Огоньки свечей освещали своим неярким переменчивым светом наш путь. Не надо было напрягать своё воображение, чтобы представить прежнюю жизнь монахов, копавших эти пещеры, келлии, устраивавших церкви во имя чтимых святых, молившихся в маленьких своих келлиях.

Зашли в келлию Св. Иоанна, затворника Святогорского. Трудно представить как здесь можно жить без печки зимой, а печь в этой келии появилась лишь через пять лет затворнической жизни святого.

Икона Иоанна Затворника из иконостаса Никольского храма.Возле келлии на стене портрет святого, как писали, написанный по настойчивой просьбе затворника одним из иноков обители, и как ранее писали, имеющий малое сходство с обликом святого затворника. Ничего не могу сказать по этому поводу. Не знаю какие бывают ощущения от взгляда на этот портрет у других. Но у меня было ощущение острого испытующего, устремлённого на меня взгляда живого человека, стоящего в месте нахождения портрета.

Выйдя из келлии св.Иоанна по небольшому коридору вышли наружу- на площадку-выступ в горе, посмотрели на окружающие нас красоты и вернулись прежним путём вниз к подножию горы вместе со своим проводником.

Когда спустились и стали раскланиваться с нашим благодетелем, со мною случился казус. Идя вверх, брали свечи, и я, на всякий случай взяла пару огарочков, которые положила в карман. По выходе о них уже забыла, находясь под впечатлением от путешествия в горе. И тут монах рассказал притчу, смысл который сводится к тому, что Богу отдаётся, не может человек взять. Так огарочки вернулись на своё место. Не дал мне Господь согрешить.

Окружающая монастырь природа.

Нельзя не отметить живописность и благоприятное воздействие на человека этой части Донецкой области. Святогорск является популярным украинским курортом, на территории которого размещены детские оздоровительные центры, пансионаты, дома отдыха, санатории (Правда, надо отметить, что на форумах отмечают не соответсвующую комфортности дороговизну всех услуг).

Говорят, что популярность места обусловлена обилием солнечных дней, высокой ионизацией воздуха, почти полным отсутствием ветров. Летний период здесь длится до 120 дней в году.

Гряда меловых гор зимой преграждает путь холодным ветрам, дующим с Заволжья и северного Казахстана, а летом заслоняют местность от суховеев. Даже в самые знойные дни, когда температура поднимается до 28-30 градусов, от реки веет легкой прохладой, и человек легче переносит жару. Сосновый лес, который уменьшает тепловую разницу дня и ночи, оздоравливает целебным ароматом хвои. Уникальность этих природных лечебных факторов, оптимальные климатические условия давно используются для лечения многих заболеваний.

Рассказываю о природе этих мест не рекламы ради. - Это действительно благословенные Богом места. Недавно здесь, в Левобережной Украине, создан национальный природный парк - НПП "Святые Горы" - единственный Национальный парк в Украине, входящий в Федерацию европейских парков. Дубовой Дубраве ("Дубовый гай") - триста лет. Говорят, что до сих пор в ней жив один шестисотлетний дуб.

Северский Донец издавна привлекал людей своим природным богатством: лугами, богатыми дичью лесами, обилием рыбы в реке. К слову будет сказать, что художник Илья Репин вырос на Северском Донце и оставил много пейзажей этих прекрасных мест.

Это самая большая река Восточной Украины и правый, самый крупный приток, Дона. Начинается Донец в Прохоровском районе Белгородской области. Протекает через Харьковскую, Луганскую и Донецкую области. Впадает в Дон возле Белой Калитвы в Ростовской области. Длина Донца чуть больше 1тыс. км, а площадь бассейна 1тыс кв.км.

Неудивительно было узнать, что Екатерина II, стремившаяся упрочить свою власть, закрыла монастырь с многовековой историей (слишком был богат монастырь: *в 1774г. в собственности монастыря было около 2000 душ крепостных, более 27 тысяч десятин земли), передав земли и ценности в казну, а затем подарила князю Потёмкину, как пишут, давно присмотревшему для себя эти благодатные места.

Построив себе дворец и купальни на озере, он положил начало поселению, получившее своеобразное название - Банное. В дальнейшем это место развивалось как курорт для состоятельных людей различных званий: от князей до купцов. (http://svyatogorsk2005.narod.ru/ ) И до сих пор эти курорты, так или иначе, но существуют.

Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
0
Отследить ссылку URL этой блоговской записи

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Среда, 08 июля 2020

Знаете ли вы...

" ...Первое упоминание о предшественнике Тихвина - Пречистенском погосте - относится к 1383 году. Местность, где ныне расположен город, была заселена задолго до его возникновения: в окрестностях Тихвина обнаружены остатки поселений эпохи неолита, датируемых III-II тысячелетиями до нашей эры, а в первом тысячелетии новой эры здесь обитало племя весь - предки нынешних вепсов, до сих пор живущих в этих краях."

Архив статей

Календарь событий

Loading ...