Мы приехали к воротам монастыря в середине дня. К этому времени облака просветлели, иногда даже чуть просвечивалось небо, но солнце так и не выглянуло. Проходили через свеже-выстроенные ворота, и по дороге, обрамлённой с двух сторон богатыми цветниками, пошли в направлении Казанского храма. Высота, общие размеры, архитектура храма произвели впечатление на нас сразу.

В автобусе нам рассказывали о монастыре, но времени у нас было, как это обычно бывает при такого рода посещениях обителей, мало, и увязать услышанное с увиденным было трудно. Со временем всё улеглось, было кое-что прочитано. Подумалось, шамординская обитель просуществовала с момента открытия в историческом измерении очень малое время, как впрочем, (напрашивается сравнение) и Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге - менее 50-ти в одном случае и менее 25-ти в другом.

Но что значит создание обители под крылами духовными старцев! Шамордино взращивала и пестовала опытная в духовном измерении и богатая духовно старцами Оптина пустынь; Иоанновский монастырь был создан по благословению Иоанна Кронштадского, духовную величину которого никто из людей не может умалить. И одна и другая обитель могла быть забыта навсегда - мало ли таких в истории нашего народа? - но о них сохранилась память и нашлись духовные силы для их восстановления.

Рассказ об обители начну с цитирования сведений из источника:

"В конце 60-х годов прошлого столетия (!19ст) маленький хуторок близ деревни Шамордино, Козельского уезда, принадлежал небогатому помещику Калыгину. Решив поступить в монастырь, хуторянин попросил преподобного Амвросия продать кому-нибудь его имение. Вскоре нашлась покупательница - монахиня Амвросия (в миру - богатая помещица А.Н.Ключарева). По желанию Старца планировку барского дома устроили на манер церкви. После смерти матушки Амвросии (1881), согласно ее завещанию, в хуторе устроили женскую общину с 30-ю первыми насельницами. С тех пор отец Амвросий начал хлопотать об устройстве в Шамордино храма. Его соорудили из "калыгинского" дома, надстроив на крыше главку с крестом. Когда храм был готов, преподобный Амвросий сделал официальное представление о его освящении и об открытии женское общины.

Первой настоятельницей стала 4 сентября 1884 года матушка София (Софья Михайловна Астафьева). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей "правой рукой". Официальное открытие общины состоялось 1 октября, когда освятили храм в честь Казанской иконы Божией Матери. К тому времени в Шамордино подвизались уже 70 насельниц. Все строительство и развитие обители шло с ведома преподобный Амвросия, который был духовным отцом общины".

Коротко и всё ясно, с чего всё начиналось. Как не странно это будет читать некоторым, но месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом.

А 30 лет спустя (начало строительства - 1901г. - год начала жизни монастыря, преобразованного из общины) на этом месте вырос пятнадцатикупольный Казанский собор вместимостью 5000 человек с приделами: в честь святителя Николая Чудотворца; Игнатия Богоносца; иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"; Амвросия Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны; великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве.

После закрытия монастыря в 1923 году, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Внутри стояли сельскохозяйственные машины, а в центральном алтаре в качестве наглядного пособия находился громадный комбайн. На втором этаже были учебные классы.

Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: "Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее". Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно.

Вторая чудотворная икона Божией Матери «Спорительница хлебов» в настоящее время находится в Литве, куда она была принесена иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 г. явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение.

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов" была написана в 1890г. по благословению преподобного Амвросия, старца Оптинского. Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле. Старец сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». (Празднование 15/28 октября).

Комплекс монастыря был создан на средства Сергея Васильевича Перлова, одного из сыновей основателя чаеторговой фирмы Василия Алексеевича Перлова. И в наше время возрожденной обители, как нам сказали, постоянно помогают их потомки.

Трапезная палата (в советское время в трапезной был клуб с кинозалом), водонапорная башня и дом С.В.Перлова, созданные по проекту известного тогда архитектора Р.И.Клейна, построены были из красного кирпича в едином псевдорусском стиле, характерном для того времени. Замечу, что в этом стиле построен т.н. Феодоровский городок в г.Пушкине Ленинградской области.

При монастыре существовали: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" (Был построен по проекту калужского Губернского инженера Б.А.Савицкого. После возвращения обители церкви храм был отремонтирован первым, и освящен 27 мая 1997г.); странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников. Здание богадельни после революции использовалось под общежитие, для чего в домовом храме были устроены перекрытия.

Рядом располагается бывший больничный корпус. В больничном корпусе в 1950-х гг. была сельская школа, в которой учителем русского языка и литературы работал только-только окончивший Тбилисский университет Булат Шалвович Окуджава. Жил будущий великий бард рядом, в одной из келий.

Монастырь был многонаселённый (свыше тысячи человек) и при нём были многочисленные мастерские. Производились работы ткацкие и швейные, по живописи, чеканке, позолоте, золотому шитью. При монастыре действовали фотомастерская, типография, переплетная, обувная, гончарная и другие мастерские. К слову сказать, сейчас насельниц монастыря около 100-110 человек.

Келья, в которой жил и скончался преподобный Амвросий, была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск. В доме, выстроенном над кельей старца и сохранявшем его от разрушения, в советское время был устроен гараж.

Ныне, в сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996г. Стараниями насельниц и игуменьи Никоны (Перетягиной) на месте, где стояла келья прп. Амвросия, сооружен деревянный храм, освященный во имя прп. Амвросия.

Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня. Лестница к источнику преп. Амвросия крутая, и в ней более 700 ступеней.

Возможно, именно здесь предстала перед духовным взором преподобного Амвросия Богородица, благословляющая с небес землю, поля с колосящимися хлебами. Под Ее благословением наливаются зерна в колосьях благодатными силами, которые превращают хлеб в нашу главную, насущную, ежедневную пищу. И хлеб сердце человека укрепит (Пс.103, 15).

Утверждают, что именно в Шамордине открывается смысл иконы "Спорительница хлебов", ставшей известной всей России. Спорительница – замечательное, емкое, образное имя Богородицы, Своими молитвами, Своим благословением утучняющей хлеба, плоды земные, все растущее на земле на радость и потребу людям: "Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный (Колос родившая несеянный) и спасительный миру, сподоби мя, сей ядущи спастись" (Канон к святому Причащению).

Весной 1990г. началось возрождение монашеской жизни в обители. Для восстановления монастыря в 1990г. прибыла возведенная в игуменьи монахиня Рижского Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) с 9 сестрами. Тогда же эти первые насельницы монастыря приступили к восстановительным работам в передаваемых поэтапно зданиях. Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук).

В юго-западной части монастыря за кладбищем в настоящее время строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В монастыре действует иконописная мастерская.

В 1991 г. на 106 году жизни в Шамординской обители умерла схимонахиня Серафима (в мире - Ирина Ефимовна Бобкова), единственная из насельниц прежней, дореволюционной Шамординской обители, духовная дочь прп. Никона (Беляева), помнившая прп. Амвросия и прп. Анатолия (Потапова) из Оптиной пустыни. - Как понимается мною, Господь сохранял это крепкое звено, связущее разорванную историю обители для утверждения монашеской жизни в монастыре.

Не могу не отметить, что Шамординская обитель всегда находилась под неусыпным вниманием Оптинских старцев и окормлялась Оптиной пустынью.

При открытии в 1884 году Шамординской обители отец Исаакий был назначен ее благочинным. По преставлении старца Амвросия, духовником шамординских сестер был назначен наравне с отцом Анатолием (Зерцаловым) отец Иосиф. После того, как старец Анатолий в конце 1893 года тяжело заболел, духовничество также было полностью передано отцу Иосифу.

Духовником братии и шамординских сестер в 1903 году был назначен схиар-химандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков; † 1913). Как пишут в источнике, отец Варсонофий обладал особым даром разумения тайн Священного Писания. В своем описании Оптиной пустыни И. М. Концевич так пишет о старце: "Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды Великой рати Воинства Христова". Духовное возрастание будущего старца направлялось в своё время двумя оптинскими подвижниками: старцем Анатолием (Зерцаловым) и отцем Нектарием (Тихоновым).
Вот такие светильники окормляли сестёр Шамординской обители.

16 сентября мы вошли и вышли через эти ворота. Побывали в Казанскои храме, на источнике, немного прошлись по безлюдной территории обители. Поразило число насельниц - мы их практически не видели. Не встречала нас и настоятельница. Наша паломническая поездка была одна из многих десятков или сотен, осуществляющихся ежемесячно в обитель. Дай Бог, чтобы все собирали себе елея в сосуды свои.

Кругом чисто, ухожено.

Впечатлила лестница к источнику. Без хорошей физ.подготовки не спустишься и не подымешься. Но желающих окунуться в купель преп.Амвросия было более, чем достаточно.

Нельзя было не отметить живописность окружающих обитель мест.

Труба зовёт - автобус уже готов ехать в Калугу. Этот день у нас уже, можно сказать позади, а впереди нас ждёт Пафнутьев-Боровский монастырь.