Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Псково-Печерский монастырь.

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 11958
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
11958
Псково-Печерский монастырь.

Декабрь 2004 года.

"Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи." (А.С.Пушкин)

Фотографии, которые были сделаны мною в Псково-Печерском монастыре для своего фотоальбома, что называется, "попросились" на страничку сайта. Это первая моя поездка в монастырь. Непродолжительная по времени, но оставившая яркий след в душе и в памяти. Есть места на земле русской, где ощущаешь полноту бытия, выражающуюся в явленной связи времён Российской истории, где слово и понятие Благодать обретается сущностно, где в соприкосновении со святынями обретаешь тихую радость и окрылённость души.

К фотографиям я привожу некоторые пояснения (которые взяты из путеводителя "Печоры" за 2004г., изданном в Пскове - там замечательные фотографии), но основную информацию о святынях, подробную историю строительства и нынешней жизни монастыря желающие могут найти на сайте Псково-Печерского монастыря.

Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. Стоял неприступной крепостью на пути у врагов и неизменно с успехом отражал атаки всех вражеских войск. Кто бы сюда не приезжал, все обретали то, что мы привыкли называть творческим импульсом. Н.К.Рерих создал картины т.н. псковского цикла. Впечатление от пребывания здесь нашло отражение в картинах Грабаря, здесь побывавшего. Брюллов, И.Северянин, Куприн, Горький - вот некоторые фамилии известных людей когда-то побывавших здесь.

 

djmedia:36

У каждой поездки есть своя история и своя предыстория. Исключения маловероятны. По жизни я человек пассивный, но поддающийся на призывы к действию.

Представьте себе такую картину. Конец года – середина декабря. Погода в нашем городе – соответствующая сезону: слякоть при лёгком морозе. Кругом все чихают, кашляют. Носовые платки – ну просто атрибут "прикида". Сижу дома - болею. Звонок подруги: "Я записалась на поездку в Псков с посещением Псково-Печерского монастыря. Поездка в большом хорошем тёплом автобусе на два дня – необременительно для человека с ослабленным здоровьем". - Я соглашаюсь. Ведь впереди есть время для выздоровления.

Вечером 25 декабря встречаемся на Васильевском острове - на месте предполагаемой посадки в автобус. – Автобуса нет, нет и людей, похожих на паломников. Начинаем лихорадочные действия: звонки по мобильнику групповоду, меняем дислокацию, предполагая, что что-то неверно было понято, и мы ошиблись с местом посадки. Увы! Все действия были напрасны. Мы взмылены беготнёй. Время ушло. У меня желание только одно: скорее где-то упасть, желательно в тёплом и сухом месте, где подают ужин.

У моей подруги недоумение сменилось страстным желанием, во что бы то ни стало довести дело до конца - т.е., сию минуту отбыть на чём угодно в выбранном направлении. Время на часах уже близится к полуночи (в закорках сидит: метро закроют и мы будем ночевать на улице), но мы бежим на набережную Обводного канала на автобусную станцию. Там была поставлена окончательная точка, но только на сегодняшний день. Выяснив, что ближайший автобус на Псков около семи утра, вновь бежим к метро, чтобы успеть пересечь до закрытия станцию пересадки. Родственники, увидев нас на пороге квартиры поздней ночью и то состояние, в котором я находилась, робко заметили, что съездить можно как-нибудь в другой раз.

Мою подругу всю ночь терзали: страстное желание попасть в Псков и монастырь именно сейчас (у неё уже была запланирована следующая поездка, которая не могла состояться без этой) и сожаление, что втянула меня в мероприятие. Утро не обошлось без лёгкой перебранки на тему: ты оставайся – я всё равно поеду – первый мотив, и второй – тебя одну не отпущу.

Итог состоялся на вокзале. Автобус приехал. Билеты были куплены. Погода не препятствовала поездке. Как выяснилось позже, на поездку не смогли собрать необходимое количество людей, и групповод поездку отменила, обзвонив, как затем уверяла, всех заинтересованных лиц. Моя подруга выпала из этого списка.

Поездка в автобусе не оказалась экстремальной. Рядом сидели люди, для которых поездки на автобусе этого направления так же обычны, как для нас ежедневное пересечение города из дома на работу и обратно.

По прибытию в Псков, почему-то побежали к вокзалу (очевидно, сработал стереотип: электрички должны быть просто по определению – они есть везде). Самое смешное заключается в том, что поезд в Печоры действительно стоял на платформе. Сев в него, мы совсем не представляли, с чем мы можем столкнуться. Билетов у нас не было. Попутчицы нас уверили, что это не проблема – пройдёт проводник и "обилетит". Затем прошли пограничники – у нас не было разрешающих документов для попадания в пограничную зону. Так как мы не были осведомлены о здешних правилах, сидели спокойно, а у пограничников не возникло к нам никаких вопросов.

Одна из попутчиц, узнав, что мы едем в Псково-Печерский монастырь, оживилась и, доброжелательно расположившись к нам, поведала о многом, нам неизвестном из жизни монастыря. Она же нас наставила, как и куда обратиться для устройства на ночь – день зимой короткий. Впоследствии мы были ей очень благодарны за эти наставления.

Сойдя с электрички, мы пошли за народом к одиноко стоявшей на взгорочке автобусной остановке. Еле втиснулись в старинное транспортное средство (жаль не показывают по телевизору, как наши российские люди ездят, как в далёком Зимбабве на развалюхах, которые "дышат" лишь благодаря терпению водителей).

От вокзала в город дорога проходит по глубокой лощине. Впечатление такое, что тебя везут на этом автобусе не в город, а в какие-то дальние лесные края. Но вскоре появляются частные дома, мост, река и постепенно возникают здания типичной городской застройки. По пути народ выходил и на каждое наше нервное: это не монастырь? - кто-либо отвечал: вам ещё ехать и ехать.

Вот и площадь, конечная остановка. Нам показали куда идти, и, как показалось, с любопытством и некоторым недоумением проводили взглядом.
Я шла к монастырю без всяких мыслей – сказывалось моё болезненное состояние и усталость от прошедших суток. Поэтому я не могу сказать, что с трепетом пересекла границу Святых ворот. Шли мы к монаху М., который поселяет в паломническую гостиницу. На ум не приходило, что это могло и не произойти.

Нам позволили войти в прихожую трапезной, где под лестницей стоял стол и несколько стульев. Помимо нас с подругой там находились ещё две женщины. После непродолжительного ожидания появился монах М. Поздоровавшись с одной из женщин, как со старой знакомой, спросил её, как надолго она приехала в монастырь. Вскоре обратился к нам с вопросом, откуда приехали, кто мы по профессии, и сколько времени намерены провести в монастыре. Посмотрел на нас внимательно и только затем попросил у нас паспорта. Затем объяснил, как пройти в гостиницу и сказал, что как только завершится вечерняя служба, нас покормят в трапезной. Надо сказать, что приехали мы в монастырь в субботу вечером – шёл Рождественский пост.

С одной из женщин, как оказалось, нашей землячкой, мы дошли до гостиницы, где, получив постельные принадлежности и указания относительно ключа, положили вещи на свободные койки и пошли в церковь. В памяти осталось, что это был Михайловский собор. Ужинали в трапезной для паломников и т.н. "трудников". Женскую половину от мужской отделяла перегородка. На мужской половине чтец читал положенные по уставу чтения.

Молитва перед ужином для меня, "заходящей" в церковь, но тогда ещё невоцерковленной, была воспринята как принадлежность монастырского устава, т.е. необсуждаемой необходимостью, - тогда она ещё существовала со мною раздельно. На столе было достаточно еды – голодным никто уйти не мог. После ужина спросили, кто останется помыть посуду – желающих было достаточно. Моя подруга, всегда несущая в себе покровительственную заботу обо мне, слабой и немощной, поглядев на меня, быстро-быстро увела в гостиницу.

Комната в гостинице была в этот день заполнена – места оставались лишь на полу и на двухъярусной кровати. Группа женщин читала вслух по очереди вечернее правило под руководством строгого вида их товарки. Другие женщины, завершив чтение правила, попытались немного поговорить о чём-то насущном, но были остановлены строго-возмущённым возгласом, принявшей на себя ответственность за правильность поведения, женщины.

Мы с подругой молча устроились на ночлег – к ранней службе вставать надо было рано. Проспать нам, как впрочем, и просто поспать нам не удалось. Что ни делается – всё к лучшему. Братский молебен, Полунощница, Божественная Литургия были тогда, в этот день, в Успенском храме. Поздняя Литургия в Михайловском храме.

Успенская церковь, маленькая, неярко освещенная, где мирские жмутся к стеночкам, отдавая пространство монахам, произвела на меня странное впечатление. Небольшая ростом и объёмом, я ощущала себя, вероятно, как уменьшившаяся Алиса в Зазеркалье. В этой небольшой церкви была песчинкой и небольшой тенью, слегка отбрасываемой светом свечи.

Неосознанно подошла к раке с мощами, идя за чередой людей, к ней прикладывающихся. Стыдно сказать, но тогда я даже не знала, к кому я подхожу на поклон и под чьё благословение подхожу.

Перед поздней литургией в Михайловском соборе было немного времени. Плёночная мыльница не подвела на морозе – удалось сделать несколько снимков этого знаменательного для нас утра в обители.

Очередь на исповедь ещё вечером меня впечатлила, утром она была не меньше. Моя подруга присоединилась к исповедникам, я же внимала службе. Собор был заполнен людьми. Боюсь ошибиться, но ощущение было таким, что это люди, постоянно окормляющиеся в обители. Прислушиваясь к своим же ощущениям, могу сказать, что я не чувствовала себя чужим, заброшенным случайным ветром, странником. Было очень спокойно, расстояния сжались до ощущения пребывания в родном городе.

После завтрака-обеда в трапезной опять мытьё посуды прошло мимо нас – были желающие внести малую лепту. Нам же хотелось пройти по монастырю и вокруг, но каким образом это можно было бы сделать и с кем, - не имели представления. Поэтому, когда наш благодетель монах М. спросил, были ли мы ранее в монастыре и не хотим ли экскурсии, - радости нашей не было предела. Нас просили подождать, пока к нам не смогут присоединиться гости, несущие некоторое послушание. Вскоре мы их увидели. Это были молодые люди, быстрыми пробежками носившими дрова на кухню.

Когда дрова были перенесены в нужном количестве, мы двинулись в сторону Звонницы и входа в Богом зданные пещеры. При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских, Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Святые преподобные Иона и Васса почитаются как покровители супружества. Наш благодетель рассказывал нам об открытии пещер, о знаменитых фамилиях родов, чьи представители покоятся в пещерах, о примечательных событиях, связанных с погребенными в пещерах, в истории монастыря и страны.

Эта усыпальница в пещерах с уникальными свойствами, позволяющими сохраняться телам без тления - самостоятельный город с семью улицами, где покоятся не только подвизавшиеся здесь монахи, но и некоторые благодетели монастыря. Это представители знаменитых фамилий: Пушкиных, Мусоргских, Татищевых, Суворовых, Бутурлиных, Плещеевых, Назимовых, Кропоткиных. Многовековая история здесь изложена на керамических и известняковых плитах, прикрывающих захоронения. Древнейшая плита датируется 1530г.

Шли мы чинно с зажженными свечами в благоговейной тишине, к ней же прислушиваясь. На одном из поворотов услышали пение на панихиде, доносившееся из рядом расположенного храма. Здесь похоронен схиигумен Савва (Остапенко), наставления которого когда-то с небольшой брошюрой почти случайно купленной на книжном развале, вошли в мою жизнь ранее знания о самом схиигумене Савве.

До некоторого времени я полагала, что читаю наставления монаха, жившего в далёкие от меня времена. Какого же было моё удивление, когда я узнала о реальном времени жизни - фактически современника – мною любимого монаха-наставника схиигумена Саввы. Книга, в которой собраны воспоминания его духовных чад, проповеди и наставления, - "Бисер духовный" – стала моей настольной книгой.

Сказать, что мы вышли притихшие и просветленные из пещер, - это ничего не сказать. Я не знаю, что совершается с человеком в пещерах, но ощутила на себе их благодатное воздействие. Рассказ о монастыре, о разных переживаемых им временах продолжался. Мы подымались по лестнице, ведущей на Святую гору. Это было действительно восхождение на Святую гору.

Монастырь открылся во всей своей компактной сплочённости внутри мощных монастырских стен. Дуб, переживший вместе с обителью разные времена, недавно поставленная часовня в честь Печерских святых, сад, укрытый снегом – эта реальность существовала в некоем фантастическом плане, как в "Солярисе" по Лему. Говорят, когда сумеешь оторваться от всех земных привязанностей, тогда мир отпускает свои гравитационные цепи. Таким оторвавшимся от земли видели Серафима Саровского, стоящего на молитве.

Не лишне сказать, что местность вблизи р.Каменец (сейчас это небольшой ручей) издавна слыла таинственной, а песчанная гора - священной. Существует предание о том, что местные охотники иногда слышали ангельское пение, доносящееся их-под земли. Как говорит предание, пещеры в горе открылись (в 1392г) "случайным образом" - при рубке деревьев упавшее дерево обнажило присыпанный вход в пещеру, над которой была надпись: "Богом зданные пещеры".

Когда эту гору облюбовали пустыножители для своего отшельнического подвига - это осталось неизвестным. Известно имя священника, который пришёл в эти края спасаться от нашествия ливонцев с женой и двумя детьми и молиться об убиенных православных жителях русской деревни, не перешедших в католическую веру. Это был Иоанн Шестник. По преданию он же устроил в пещере церковь, которая была освящена в День Успения Богородицы в 1473г.

Разные были времена и разные обстоятельства становления обители, но главные события монастырского строительства сязывают с именем игумена Корнилия, который более сорока лет управлял монастырём. Его перу принадлежит "Начальная повесть о Псково-Печерском монастыре". За время его управления число братий увеличилось с 15 человек до 200. "По всеобщему признанию, игумен Корнилий был самой замечательной личностью всей истории Псково-Печерского монастыря." - цитата из путеводителя. Многие паломники приезжают поклониться его мощам, ныне покоящимся в храме Успения Пресвятой Богородицы.

Поднявшись наверх, попадаешь как бы в иные сферы бытия. То ли посещение благодатных пещер, то ли Божия благодать, всечасно пребывающая над монастырём, открыла необъятность понятия глубины душевного покоя в человеческом восприятии. Так было хорошо душе и так покойно-радостно было смотреть сверху на монастырские постройки, крепостные стены, защищавшие монастырь во все лихолетья; на сад с уснувшими до поры до времени деревьями - невидимая взгляду обычного мирского человека здесь протекает жизнь. Уходить с горы очень не хотелось. Но время неумолимо приближалось к вечерней службе – надо было возвращаться на землю и в переносном смысле и в буквальном.

Вечерняя служба была в Михайловском соборе. Большой собор был неполон. Утреннюю некоторую суету и многолюдность сменило вечернее спокойствие в своём созерцательно-осмысливающим состоянии. Служба шла своим чередом. День располагал к созерцанию внешней красоты, а вечер сосредототачивал на внимании к своему внутреннему мыслеустройству.

Вспомнилось, как однажды в поезде зашёл случайный разговор со случайной молодой попутчицей. Говорили о различиях в культуре разных народов. И вдруг, как сильный аргумент, говорящий о "немилосердности" православной церкви было высказано, что три часа стоять на службе - это "издевательство" над человеком. Не может стоящий человек думать о Боге - он будет думать только о своих уставших ногах. Вспоминая об этом, подумала: надо же, а для меня эти три часа пробегают минутами. Вот в очередях за хлебом насущным для семьи стоять было действительно тяжело и меньшее время.

Схиигумен Савва в одном из своих стихотворений написал:

Терпи, терпящим есть награда
И здесь, и там, где Бог живет:
Здесь -— в чистой совести отрада,
А там — прекрасный Рай их ждет.
Как звезды в небесах сияют,
Так слезы страждущих блестят
Цветами радуги в венцах...
О чем же ты грустишь-то так?
Тебя зовет, кто воскрешает,
От ада всех освобождает,
Кто жизнь блаженную дает,
К небесным радостям ведет!
Утешься!

Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
1

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 28 марта 2024

Знаете ли вы...

" ...Первое упоминание о городе Цюрихе относится к 929г. А присоединение Цюриха к конфедерации кантонов произошло в 1351г."

Архив статей

Календарь событий

Loading ...