Рейтинг@Mail.ru
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.
Ломоносов. Вид на нижний парк с лестницы Меньшиковского дворца.

Июль 2015 года.

Вид на стены Новгородского кремля
Вид на стены Новгородского кремля

Февраль 2015 года.

Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород
Пешеходный мост через реку Волхов. Великий Новгород

Февраль 2015 года.

Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера
Вид на берега Хельсинки с прогулочного катера

Финляндия. Июль 2014 года.

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Июль 2012 года

Озеро Малое Красноперское
Озеро Малое Красноперское

Ленинградская обл. п.Заходское

Озеро Грачиное
Озеро Грачиное

Ленинградская обл. п.Заходское

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Павловский парк
Павловский парк

Октябрь 2013 года

Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Novoierusalimsky monastery.

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 5963
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать
5963
Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Novoierusalimsky monastery.

В 58км к западу от Москвы в т.н. Рижском направлении находится современный город Истра, носивший до 1930г. имя г.Воскресенск. Это примерно в 1 часе езды на электричке с Рижского вокзала Москвы. Вырос город на реке Истра на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды на месте деревни, носившей вначале имя Сафатово, а 1589г. ставшей селом Воскресенским.

Воскресенский монастырь был основан в 1656г. патриархом Никоном в качестве своей резиденции и, можно сказать, в воспоминание святынь Святой Земли. Первая церковь была деревянной. Затем, после получения из Иерусалима "модели" иерусалимского храма (она долго хранилась в ризнице собора), Никон начал строительство каменного собора (В Палестину в 1649г. был отправлен монах Арсений Суханов "для сравнения богослужения нашего с Греческим", который произвел обмеры и составил чертежи храмов). Занимался строительством Никон девять лет - до времени ссылки его на Белое озеро в Кирилло-Белозерский монастырь.

История монастыря интересна и как история архитектурного сооружения и, конечно, как часть истории русского православия. По ходу поясненеий к фотографиям буду приводить, ставшие мне известными факты, почерпнутые из различных источников.

Инициатором поездки была моя подруга, готовившаяся к паломнической поездке на Святую Землю. Выехали мы из Питера при температуре +2 градуса, а утром Москва нас встретила 15-градусным морозом. На станции Новоиерусалимская было прохладнее. Но день нас порадовал и заметным потеплением и ярким солнцем, чудесными зимними видами нашей прекрасной русской природы и, без сомнения, архитектура и состояние монастырских построек произвели на нас неизгладимое впечатление.

Холм, на котором воздвигнут монастырь, - насыпной. Первоначальная ограда монастыря была деревянной и лишь в конце 17в. была заменена каменной (в 1690-1694 годах архитектором Яковом Григорьевичем Бухвостовым). Тогда же были выстроены башни. Если выделить отдельно Святые ворота, то их восемь. Если начинать отсчет от Елизаветинской надвратной башни, через которую мы прошли, то это: башня "Давидов дом", Сионская, Гефсиманская; после Святых ворот идёт Дамасская, Ефремова, башня "Варуха" и Иноплеменничья. В правление Петра1 у стен монастыря в 1698г. были разгромлены стрельцы войсками под руководством генералиссимуса Алексея Шеина.

djmedia:69

Когда мы пришли, день только начинался - было где-то около 9 утра. Белый снег, мороз, тишина. Небо, цвета молока, начинало слегка просветляться. Когда мы, дойдя до Давидовой башни, обозрели внутреннее пространство, не солгу, если скажу, что несколько минут стояли молча, крутя головой в разных направлениях, вбирая в себя всё сразу и в деталях. Зимние деревья лишь оттеняли красоту окружаюших нас строений. Не сразу вспомнила, что со мною камера. Она молодец, не подвела на морозе - честно отработала.

Внутри выстроенной в своё время Никоном Елеонской часовни, построенной на месте, где патриарх Никон, беседуя с царём Алексеем Михайловичем, обозревал окрестности, выбранные ими для строительства Нового Иерусалима, был крест с надписью: "Благоволением благочестивого Царя Алексия Михайловича и святейшего Никона Патриарха, в знамение их общей любви и совета, к начинанию святыя обители и наименованию, еже есть Новый Иерусалим".

Перед окончательным возвращением в родную обитель у этого креста гроб с телом почившего Патриарха был поставлен как бы для обоюдного примирения почивших Царя и Патриарха.

Когда-то от Элеонской часовни к Святым ворота была насажена берёзовая аллея. В воспомининие о Святой Земле окружающие монастырь холмы и деревни получили вторые имена. Река Истра получила название Иордан, холмы к востоку и северу от монастыря соответственно стали называться Елеоном и Фавором; деревня Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум; была там и своя Вифания и даже проток Кедрон.

Строился монастырь достаточно быстро, хотя и с большими перерывами. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон. Главным сооружением монастыря, безусловно. является Воскресенскийй собор, но небезынтересны и остальные постройки.

С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750).

djmedia:70

Трапезные палаты некогда служили царям и боярам и были устроены, вместе с Вифлиемскою церковью Царевною Софьей. По утверждению А.Н.Муравьева, выдержки из книги которого привожу в цитатах, Вифлеемская церковь скорее напоминает Казанский собор в Петербурге "по внутреннему крестообразному расположению и красоте колон", а эта весьма обыкновенна. По широкой лестнице можно было спуститься в правильную галлерею, по сторонам которой находились малые приделы с престолами в памяьт обрезания Господня, бегства в Египет, поклонения волхвов и избиения младенцев.

("..церкви в память обрезания Господня не существует нигде в Палестине, а малый грот, где укрывалась Божия Матерь с предвечным младенцем, ... по преданию находится вне храма на краю селения. Хотя же приделы рождества, яслей, волхвов и избиения младенцев, точно обретаются в подземельи Палестинском, но здесь нет главного - самого подземелья. Темные, излучистые переходы и подземные церкви Печерской лавры в Киеве могут дать понятие о вертепах Вифлеема, а не здешний нижний ярус вашего правильного зимнего собора". )

После революции (в 1918г.) монастырь был закрыт. Город Воскресенск, бывший с 18в. по начало 20в. небольшим по численности (2,8 тыс.человек в 1859г.), с 1920гг. становится одним из музейных центров Подмосковья. Перед второй мировй войной в нём проживало уже свыше 7 тыс. человек. Вначале в монастыре был создан Художественно-краеведческий музей, преобразованный в 1935 году в Московский областной краеведческий музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году (с 27 ноября по 11 декабря) музей был разграблен, а монастырь взорван — разрушены башни и колокольня, сильно был поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а в 1994 года передан православной церкви и ныне это Воскресенский мужской монастырь.

Главный храм Воскресенского монастыря построен не как точная копия Иерусалимского храма Гроба Господня. Но он содержит в себе многое, что имеется в Иерусалимском храме, в нём есть то, что за многие века утратил Иерусалимский храм; есть и свои привнесения. К примеру, там, где в Иерусалимском храме заложены восточные ворота, в этом соборе находится придел Андрея Критского, которого в оригинале нет. Планировка собора соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме, но размерами отличается. Внутренняя и внешняя отделка храма была произведена по личным указаниям Патриарха Никона - она тоже отличается от прототипа.

Собор - это крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена ротонда Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Находящийся в нем придел Ангела Господня не был украшен мрамором, но был великолепно расписан и освещался одной лампадой. По своим внешним размерам Ротонда и часовня Святого Гроба несколько больше подлинника. Ничего похожего в русской архитектуре не существует.

В северной части храма — Успенская церковь (действующая), называвшаяся Гефсиманиею, в которой находится ладонь великомученицы Татьяны — главная святыня монастыря. В Иерусалимском храме к северной части пристроен Латинский монастырь с главным их храмом и с малым приделом Марии Магдалины на том месте, где северные врата Воскресенского собора. Придел Марии Магдалины был устроен и в Воскресенском храме по воле императрицы Марии Феодоровны. Еще одно отличие - наличие в Успенском храме темницы Христовой. Она повторяет пещеру на латинской стороне памяти слез Богоматери, где находятся колоды для ног Спасителя. Но выход в нее в храме-оригинале из галереи, а здесь из Гефсиманского притвора.

Купол Воскресенского собора над Гробом Господним первоначально был каменным. Разрушился в 1723г. в день Вознесения Господня и находился в разрушенном состоянии до 1749г. Впоследствии, при Императрице Елисавете, был заменен на деревянный Франческо Бартоломео Расстрелли. Интересно, что в Иерусалиме для Храма Гроба Господня был первоначально сооружён купол конический кедровый, который после пожара в 1807г. был заменён каменным.

С юга когда-то была колокольня, не восстановленная после войны. Эта колокольня была точной копией Иерусалимской колокольни, которая была в свое время наполовину разрушена землетрясением. Вход в храм был с южной стороны по примеру Иерусалимского, где все остальные двери заложены.

С востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены (церковь обретения). Лестница, ведущая в эту подземную церковь ведет начало с места между приделами Разделения Риз и приделом Тернового венца.

Воскресенский собор.

Воскресенский собор

"Из-под высокой арки святых ворот открывается самый великолепный вид на здания собора с восточной их стороны: - это чудная гора малых куполов и глав, своенравными уступами восходящая до двух главных куполов храма, и вся сия гора на разных высотах усеяна золотыми крестами, напоминая житейское крестное восхождение наше.

Но хотя зрелище сие великолепно и вполне достойно громкого названия Нового Иерусалима, оно совершенно отлично от образца своего. Правда, и там есть два купола над собором и полукупол над олтарём, и глава выходящая из земли над церковью обретения; но все без крестов, и все кругом застроены терасами и плоскими крышами соседних монастырей Авраама и Аббисинцев и древнею Патриархию, так что приметны только два купола над собором; все же здание является в виде огромной полуразрушенной твердыни, которой терасы сперва разбирали люди, а потом время.

А здесь напротив, все еще ново и свежо: четыре малые часовни, едва подымаясь поверх земли, окружают большой купол подземной церкви обретения: ещй выше две легкие главы, по обеим сторонам соборного алтаря, знаменуют многочисленные приделы внутренней галлереи, и еще две главы над Голгофою и Гефсиманиею, с южной и северной стороны храма, довершают стройную красоту здания, правильного в частях своих, когда в Иерусалиме сама местность не позволяет соблюдать симетрии."

djmedia:71

"... с южной стороны собора, площадка между колокольнею и церковью Елены, может удовлетворить ищущих желанного сходства обоих Иерусалимов.

Те же двойные врата пред вами, заключенные корыстью Арабов в древнем, хотя есть отличия в украшениях над ними и нет здесь мраморных столбов и изваяний; та же высота стены соборной, то же число окон во втором ярусе,...

Самая церковь сия, посвященная здесь памяти Марии Египетской, прилеплена ко храму подобно как в Иерусалиме, и столь же тесна, но там она служила сперва наружным восходом на Голгофу, и на открытом ее крыльце совершается доныне умовение ног, а здесь крыльцо закрыто и тем нарушено сходство".

"... мы прошли налево в ротонду св.гроба, и хотя я и прежде видел сие великолепное его вместилище, однако же был поражен новым изумлением при виде легкого, глубокого купола, с его семидесятью пятью окнами, расположенными в три яруса, кругом трех раззолоченных хоров.

Сии три резные венца остроконечного купола давали ему подобие огромной тиары, осеняющий священный памятник, который стоит в ограде шестнадцати пилястров, поддерживающих арки верхней галлереи. Сам Гроб Господень, как церковь в церкви, с златыми столбами и главой, довершал своею стройною красотою полноту чудного зрелища ... я опять, казалось, стоял в Иерусалиме".

Цитируемый источник: "Путешествие по святым местам русским".

А.Н.Муравьев. Репринтное воспроизведение издания 1846г. М.,"Книга" - СП "Внешиберика",1990г.

Патриарх Никон был поборником превращения России в теократическое государство (с первенством церковной власти над государственной) как преемницы Византии. Отношения взаимного доверия и дружбы с царём Алексеем Михайловичем были разорваны именно притязаниями Никона на неограниченную власть в государстве.

Патриарх Никон жил в монастыре в 1658-1667гг. В 1661г. он передал монастырю собранную им богатейшую библиотеку, включающую в себя в том числе Изборник Святослава (1073г) и Юрьевское Евангелие (начало 12в.). В этом монастыре в 1670гг. сложился новый жанр духовного песнопения - кант и форма акростиха.

Небезынтересно, может быть, узнать, что паломники были многочисленны и жители города Воскресенска в основном обслуживали их. В числе паломников были Н.М.Языков, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский.

djmedia:72

Одноглавая церковь святых равноапостольных Константина и матери его Елены - прообраз подземного Иерусалимского храма на месте обретения в 4 веке Креста Господня, сброшенного с Голгофы после казни Христа.

По этой лестнице с 33-мя ступенями, как и в Иерусалиме, с галереи соборного алтаря можно спуститься в подземный храм. Лестница берёт начало между приделами Тернового венца и Разделения Риз. Ещё ниже, спустившись по одиннадцати ступеням можно попасть в придел Епископа Кириака и к колодцу, месту, где был обретен Крест.

За Елизаветинскими воротами, через которые мы входили на территорию монастыря, и через которые покидали её, находится парк, бывший в своё время Гефсиманским садом. Специально прорытая протока отделяла часть сада островком, на котором был построен скит патриарха Никона.

Так описывает посещение обители царским наследником А.Н.Муравьев:

"Мы спустились из Западных ворот обители по каменному крыльцу в долину на берег Истры; малая густая роща осеняла живописную покатость. Иосафатовою зовётся долина, потому что вдоль ее ископан Никоном Кедронский поток, для большего подобия, хотя самая местность не похожа здесь на Иерусалимскую: Кедрон должен протекать с запада, а не с востока, и гористое положение Воскресенской обители более напоминает с сей стороны храм Соломонов на высотах Мориа, нежели храм Св.Гроба, находящийся внутри города".

В нижней части здания были келии послушников, кухня, кладовая и на первом этаже церковь. Узкая лестница вела в три жилые келии небольшого размера (на третьем этаже) самого патриарха. Выше была двух-ярусная церковь Благовещенья и верховных апостолов, где в чрезвычайной тесноте (едва мог поместиться один служащий), он ежедневно совершал литургию, как простой пресвитер. В скиту патриарх жил, пока строился Воскресенский собор, в строительстве которого он принимал самое непосредственное участие - сам делал кирпичи и сам же их носил.

Умер патриарх по дороге к своему детищу и внесен был в монастырь царем Федором Алексеевичем - его крестником. Прах его поместили в Иоанно-Предтеченский придел под Голгофою в Воскресенском храме Новоиерусалимского монастыря.

Блог отправлен из Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Советская улица, 2, Истра, Московская область, Россия, 143500 Просмотреть увеличенную карту
Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
0

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Среда, 08 июля 2020

Знаете ли вы...

" ...Впервые погост Копорье на страницах русской летописи упомянут под 1240г."

Архив статей

Календарь событий

Loading ...